Творческая работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Токмакова Мария Валерьевна
Спирева Юлия Сергеевна
Мальцева Анна Андреевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка», г. Прокопьевск
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка», г. Прокопьевск
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка», г. Прокопьевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Токмакова М.В., Спирева Ю.С., Мальцева А.А. Творческая работа по методике развития пространственной ориентировки и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 470674


 

Зрительное восприятие

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П. П. Блонского и В. В. Давыдова, теории деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. 

Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. 

Зрительное восприятие ребенка с нарушением зрения обладает теми же свойствами, характерными и для нормально видящих детей. А.Г. Литвак отмечает, что проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом. При снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения и светоощущения, сужении поля зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.

Восприятие младшего дошкольника (3-4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие – не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети с нарушением зрения наибольшего успеха достигают в восприятии величины предметов. Однако большинство этих детей имеют низкие показатели по таким параметрам зрительного восприятия, как восприятие цвета, ориентировка в пространстве и восприятие пространства. У них недостаточно сформированы предметные и временные представления. Большое количество детей имеет слабые навыки восприятия сложных изображений. Дети с нарушением зрения в данном возрасте испытывают трудности при назывании, различении, соотнесении с задаваемой формой, локализации предметов. Также большинство детей испытывает затруднения при анализе сложной формы.  У них слабо сформированы навыки модальной ротации. Они не называют или путают названия основных цветов; не различают цвет основного или дополнительных оттенков; не локализуют заданный цвет; не соотносят предметы одного цвета и т. д. При слабовидении, когда умение и способность видения ограничены, дети даже не пытаются осмысливать изображение. Дети с данным нарушением способны видеть, но не умеют самостоятельно анализировать, осмыслять виденное.

В 5-6 лет ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

У большинства детей с нарушением зрительного анализатора в данном возрасте уже достаточно сформированы навыки цветовосприятия и ориентировки в пространстве. Большие трудности дети испытывают при восприятии формы. При качественном анализе зрительного восприятия также выявляются проблемные зоны в усвоении программного материала по следующим параметрам: восприятие сложной формы, временные представления, ориентировка в пространстве, восприятие пространства. По этим параметрам большое количество детей с нарушением зрения имеют невысокий уровень развития зрительного восприятия. Также испытывают трудности при назывании, различении, соотнесении с задаваемой формой, локализации предметов. Не называют или путают названия основных цветов; не различают цвет основного или дополнительных оттенков; не локализуют заданный цвет; не соотносят предметы одного цвета.

К началу школьного обучения у детей совершенствуется зрительное восприятие. Внешние ориентировочные действия необходимые для применения сенсорных эталонов полностью интерриоризируются. Используют преимущественно зрительное соотнесение при узнавании предмета. В данном возрасте идёт усложнение и совершенствование представлений о цвете и форме предметов. 

В возрасте 6 – 7 лет у детей с нарушением зрения уже в достаточном объеме сформированы представления о предметном мире. Большие успехи достигнуты в развитии восприятия величины, цвета, формы. 

В этом возрасте большинство слабовидящих детей легко оценивают взаимоположение объектов, верно и качественно воспринимают сюжетные изображения. Однако у некоторых детей выявляются особые трудности в восприятии сложной формы: затруднен анализ, слабо владеют навыками поэтапного воспроизведения образца, возникают трудности при осуществлении зрительной ротации объекта или его части.

Продуктивность узнавания реальных объектов у слабовидящих дошкольников несколько ниже, чем у нормально видящих. Для опознания и знакомства с объектом они тратят в 2-3 раза больше времени. Многие из предъявленных предметов быта слабовидящие дети не опознают. Знакомые предметы не вызывают у них трудностей, посмотрев на предмет, они сразу его могут называть. Опознание бытовых приборов и предметов вызывает трудности. При этом они длительно могут рассматривать, подносить близко к глазам. В словесном описании возникают трудности в формировании целостности образа. Дети обращают внимание на отдельные детали в предмете, строят по ним догадки. Дети старшей и подготовительной групп не могут выделить существенные признаки узнанного предмета, описать последовательно части предмета и др.

 

Игры на развитие зрительного восприятия

 

Для детей 3-4 года

Игра № 1. «Подбери ленточку к шарику»

Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем - цвет шариков. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.

Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам шариков. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Игра № 2. «Закрой окошко в домике»

Педагог предлагает детям закрыть окна в домиках. Дети соотносят геометрические фигуры с отверстиями в домиках. 

Игра № 3. «Разрезные картинки»

Используют картинки, разрезанные на 2-3 части. Ребенку по очереди педагог предъявляет разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Каринку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. 

Игра № 4. «Найди нужный силуэт»

Педагог раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем он показывает одну из карточек с изображением и называет его. Дети должны найти нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень. Выигрывает тот, у кого быстрее заполнится всё поле.

Игра № 5. «Зайкин урожай»

Педагог раскладывает перед детьми изображения зайчиков. Педагог предлагает разложить зайчиков по величине: от большого к маленькому. Затем найти для каждого зайчика корзинку и разложить морковки по корзинкам.

 

Для детей 5-6 лет

Игра № 1. «Назови недорисованный предмет»

Педагог предъявляет ребёнку недорисованную картинку и просит назвать изображённый предмет.

Игра № 2. «Изограф»

Педагог предлагает ребёнку алгоритм действия: обведение контура по зрительному образцу или вербальной инструкции. Ему предлагается прием действия, облегчающий сканирование контура: он обводит пальчиком контур, называет фигуру, затем обводит фигуру цветным карандашом, выделяя контур каждой фигуры определенным цветом. Если последовательность цветов задана заранее, можно проследить очередность вычленения фигур.

Игра № 3. «Узнай предмет»

Педагог предлагает детям иллюстрации с перечёркнутым изображением предметов и просит их узнать нарисованный предмет.

Игра № 4. «Геометрическое лото»

Каждый из детей получает карточку с изображением геометрических фигур. Ведущий достаёт из коробки карточки с изображением данных фигур. Дети называют цвет и геометрическую фигуру, закрывает им соответствующий контур на карте. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все контуры.

Игра № 5. «Соотнесение объектов по цвету»

Каждый из детей получает карточку с изображением разноцветных шаров «домиков» и цветные фишки, соответствующие цвету шаров. Педагог предлагает детям рассмотреть карточки и поставить каждую фишку в свой «домик». В случае затруднения педагог помогает соотнести одну фишку, затем ребёнок выполняет самостоятельно. Задание можно усложнить: найти сначала жёлтые, красные, синие «домики», а затем большие и маленькие. 

 

Для детей 6 -7 лет

Игра № 1. «Считалка»

Каждый ребёнок получает карточку, на котором в хаотичном порядке написаны цифры от 0 до 9 разными цветами и разного размера. Педагог просит ребёнка найти все цифры по порядку, а затем соединить их линией.

Игра № 2. «Найди предмет»

Каждый из детей получает карточку с изображением предмета и контурным изображением нескольких предметов. Педагог предлагает ребёнку найти «спрятанный» предмет. В случае затруднения педагог помогает найти первый предмет, далее ребёнок справляется сам.

Игра № 3. «Корректор»

Ребёнок получает текст, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Педагог просит ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о», затем другие буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, можно усложнить её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» – обвести. 

Игра № 4. «Что забыл нарисовать художник»

Каждый из детей получает карточки с изображением предметов с недостающими деталями. Педагог предлагает назвать, что забыл нарисовать художник на каждой картинке.

Игра № 5. «Дорисуй фигуры»

Каждый из детей получает карточки с изображением недорисованных геометрических фигур. Педагог предлагает детям дорисовать фигуры и назвать их.

 

Пространственная ориентировка

Пространственная ориентировка – это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.). Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего нарушение зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.

Различные аспекты проблемы ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения рассмотрены в исследованиях Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.В. Рудаковой, Л.С. Сековец и др. Показано, что функциональные нарушения зрения в раннем и дошкольном возрасте ограничивают непосредственный чувственный опыт освоения пространства.

Зрительная ориентация дошкольников с монокулярным характером зрения отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия. Так, монокулярное видение не позволяет детям воспринимать форму, величину, объем предметов, глубину и протяженность (Л. Л. Григорян, Л. II. Добромыслов, В. Г. Маймулов, Л. И. Медведь и др.). Это является причиной замедленности формирования у детей данной категории пространственных представлений о своем теле и основных направлениях пространства. 

Пространственная ориентировка ребёнка с нарушением зрения обладает теми же свойствами, характерными и для нормально видящих детей.

В 3-4 года ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребёнок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление он связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина. Сначала определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребёнка достаточно лишь зрительной оценки. Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. 

Дети с нарушением зрения свойственна переоценка своих зрительных возможностей, что весьма, что отрицательно сказывается на успешности их самостоятельной ориентировки в пространстве, т.к. они опираются на неточные, фрагментарные зрительные образы. Наблюдаются трудности в выделении направлений «верх» – «низ», «справа» - «слева», нарушено восприятие расстояния между предметами. Для таких детей характерно неумение получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния) и использовать её в самостоятельной практической ориентировки, что характерно и для более старшего возраста.

В 5-6 лет ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Причем пространство воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен. Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов.

У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности в ориентировке предметов относительно себя и других объектов. Допускают ошибки в определении правой и левой стороны, путают пространственное расположение частей тел, Дошкольники с нарушением зрения всех подкатегорий отличаются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления, что вызывает трудности ориентировки в пространстве.

В 6-7 лет ребёнок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон в этом возрасте для ребёнка условны и подвижны. У детей с нарушением зрения наблюдается разрыв между практическими действиями и их словесным описанием, встречаются чисто вербальные представления о пространстве. К концу старшего дошкольного возраста ребёнок с нарушением зрения  способен к совершенствованию и усложнению структуры образов-представлений, к их обобщению и конкретизации, т.е. в это время образуются сложные психологические системы, характеризующиеся активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной формах.

 

Игры на развитие пространственной ориентации

 

Для детей 3-4 года

Игра № 1. «Узор на коврике»

Педагог раздаёт детям карточки-«коврики» на которых узором выложены геометрические фигуры и просит ребёнок сделать узор на своей салфеточке, предварительно подготовив белые коврики. Перед началом задания педагог рассматривает вместе с ребёнком узоры на коврике, уточняет какие геометрические фигуры изображены.

Игра № 2. «Составь по схеме рисунок»

Педагог предлагает ребёнку схему и предлагает выложить рисунок из геометрических фигур по схеме. Перед началом задания педагог анализирует схему, уточняет из каких деталей состоит данная схема.

Игра № 3. «Накорми животных»

Каждый из детей получает карточки с изображением животных и угощения для них и предлагает пройти по дорожкам и накормить животных сначала пальцем и глазами, затем карандашом.

Игра № 4. «Укажи дорогу»

Педагог предлагает схему сказки колобок. Надо указать стрелкой путь колобка от дома до лисы по указанному направлению. От колобка к зайцу по жёлтой дороге. От зайца к волку – по зелёной дороге, от волка к медведю – по красной дороге, от медведя к лисе по синей дороге.  

Игра № 5. «Фигуры высшего пилотажа»

Педагог предлагает детям лист бумаги и изображение самолёта. Указывает на то, что сегодня они будут лётчиками. Просит расположить на взлётное поле – лист бумаги, внизу. Затем самолёт быстро поднимается вверх и стремительно падает в низ и т.д.

 

Для детей 5 -6 лет

Игра № 1. «Куда прилетела бабочка»

Каждый из детей получает карточку с цветными квадратами и плоскостную бабочку. Даёт инструкцию «бабочка полетела на одну клетку вверх, на одну клетку вниз и т. д.»

Игра № 2. «Рыбки»

Педагог предлагает детям карточки с изображением рыбок, плывущих в разные стороны, и просит раскрасить синим цветом рыбок, плывущих влево, а красным, плывущим вправо. Можно усложнить задание, раскрасить маленьких рыбок жёлтым цветом, а больших – зелёным. 

Игра № 3. «Что в корзине у красной шапочки»

На листе в разных углах изображены фрукты. Педагог просит назвать, что в корзине у красной шапочки по инструкции: в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.

Игра № 4. «Повтори позу человека»

Педагог предлагает детям карточки со схемой позы человека и просит их повторить. 

Игра № 5. «Немо»

Каждый из детей получает карточку со схемой движения рыбки «Немо», изображением рыбки в центре листа и стрелками, указывающими путь. Педагог предлагает детям закрасить клетку, где окажется «Немо».

 

Для детей 6 - 7 лет

Игра № 1. «Что где находится»

Каждый ребёнок получает карточку с рядами (желтый. Зелёный, синий, красный) и столбиками (числами от 1 до 10). В качестве предметов используются мелкие изображения животных. И даёт инструкцию: медведь оказался в 4 ряду в синем столбике, лиса в 2 ряду в красном столбике и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся животные. 

Игра № 2. «Собери узор из кубиков»

Участники занятия объединяются в пары. Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 9 кубиков различных цветов, а его партнёру по игре – пустое поле из девяти клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу стоит белый кубик»).

Игра № 3. «Куда придёт ёжик»

Каждый ребёнок получает карточку со схемой движения ежа. Педагог предлагает детям, ориентируясь на схему провести ежа по поляне. 

Игра № 4. «Собери слово»

На листе в разных углах изображены буквы. Педагог даёт инструкцию: первая буква находится в правом верхнем углу, вторая – в левом нижнем углу и т. д. Вы узнаете, как зовут мальчика.

Игра № 5. «Рыбак»

Ребёнок получает карточку с изображением рыбака. У маленького рыбака перепуталась леска. Что поймал рыбак? Ребёнок пальцем, а затем карандашом прокладывает путь и называет предмет. 

 

Литература:

  1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М.: Логос, 2008.
  2. Венедиктова М.В., Галкина Л.Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Нижний Новгород: Перспектива, 2004.
  3. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой. М.: Просвещение, 1967.
  4. Грибанова Г.В. Нарушение формирования привязанности у детей в раннем возрасте // Дефектология. 1994.
  5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школьная Пресса, 2007.
  6. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: методическое пособие. М.: Экзамен, 2006.
  7. Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для вузов. М., 2000.
  9. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. Челябинск: АЛИМ; изд-во Марины Волковой, 2008.
  10. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006.
  11. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994, №4.
  12. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  13. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.
  14. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Плаксиной. М.: ГороД, 1998.
  15. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2006.
  16. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  17. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2008.
  18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998.
  19. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.: ГороД, 1998.
  20. Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2008. №4.