Истоки и причины нечтения у детей дошкольного возраста

Савинова Инна Григорьевна
Небогатых Наталья Ивановна
Яковлева Алена Павловна

Воспитатель, МАОУ № 27 "Лесовичок", г. Тольятти
Воспитатель, МАОУ № 27 "Лесовичок", г. Тольятти
Воспитатель, МАОУ № 27 "Лесовичок", г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савинова И.Г., Небогатых Н.И., Яковлева А.П. Истоки и причины нечтения у детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 469881


 

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературноцентристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, – все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели нас к тому, что картина массового чтения.

На государственном уровне делаются попытки возвратить былые приоритеты в книгочтении, проходят фестивали, ярмарки, презентации книг, встречи с авторами, комплектации библиотек, – все это направлено на восприятие молодого поколения, растущего без книг, не умеющего по-настоящему ни говорить, ни читать. В связи с этим, казалось бы, естественно задать вопрос: «Произойдет ли возврат к чтению, к осознанию приоритетной роли книги в человеческой жизни и жизни государства в случае массивного воздействия на личность лозунгом, яркостью мероприятий, расширением книгоиздания и – о чем как о панацее усиленно говорят сейчас – установлением соотношения между ценой на книге и платежеспособностью населения?»

Однако, наверное, целесообразно не задать вопрос, а задаться вопросом, возвратить действия на себя и предпринять попытку другого рода – попытку осмысления причин потери интереса к чтению, находящихся на первый взгляд за пределами самого общения человека с книгою. Такие попытки предпринимались многократно, но безотносительно к дошкольному детству. Всех говорящих о проблемах детского чтения интересует школьник, его читательская биография и условия становления его как читателя.

Но наша ментальность такова, что приобщение детей к художественному слову начиналось задолго до школы, в раннем возрасте. Свидетельство тому – богатейший детский фольклор с его разветвленной жанровой системой обрядовых действий, сопровождающих в первые годы жизни.

Психофизические особенности ребенка раннего и дошкольного возраста не способствует системному восприятию смысла художественного произведения. Малышу важен звук, интонация материнского голоса, ритмичность говорения, тесный контакт с ним. С этой точки зрения фольклор, адресованный младенцу (а это колыбельные песни, пестушки, потешки), не только вид словесного искусства, система психолого-педагогического воздействия на ребенка, но и, что очень важно, философия жизни человека, семьи, народа. К сожалению, многие родители не используют в младенческом возрасте фольклор, поэтому теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению. В связи с этим предпримем еще одну попытку задаться вопросом: «Для чего современному человеку чтение? Что она дает ему?». В прежние времена книга была источником знания, но сейчас количество источников увеличилось.

Литература для многих, кто еще читает, желательна как приятное, легкое занятие, отдых, заполнение неожиданно появившегося времени. Детская литература в какой-то степени тоже стала статьей потребления, обслуживания детства. С помощью книги дети узнают, как перейти дорогу, чем деревня отличается от города, быстрее выучивают числовой ряд и т.д. Прикладной характер текста очевиден. Интересы ребенка – дошкольника во внимание не принимаются.

Чтение дошкольника как процесс общения с книгой целиком зависит от взрослого. На этапе раннего и дошкольного детства он вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность, но, что очень важно, и направление его дальнейшего читательского пути, поскольку сам – в силу своего общего и читательского развития - не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они уже находятся на стадии формирования. Далеко не всегда ребенок способен объяснить, почему он хочет слушать ту или иную книгу, почему он перевоплощается в того или иного героя. Таким образом, задача формирования в ребенке грамотного читателя (синонимы: компетентный, талантливый, квалифицированный, большой) стоит перед взрослым – родителем или воспитателем. Первоначально ребенок не принимает активного участия в этом процессе.

До сих пор в деле формирования в ребенке читателя исследователи выделяли ряд частных задач:

  • развитие интереса к книге, к чтению, к процессу анализа художественного произведения;
  • постепенное развитие способности воспринимать текст как эстетическое явление;
  • развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, внимание, память, необходимых для качественного общения с книгой (Л. М. Гурович, И. Н. Тимофеева, И. И. Тихомирова; так считал и автор до 2003 г.).

Очень редкие дошкольные учреждения имеют тесную связь с детской библиотекой города, микрорайона. Это сложившееся положение дел необходимо нарушить. Ведь грамотный библиотекарь – самый лучший и бескорыстный помощник воспитателя, обладающий специальными знаниями в поиске и оценке книг, умеющий следить за информацией о выходе новых изданий. Библиотекарь - систематически читающий специалист, поэтому он способен дать квалифицированный отзыв о книге для детей и вписать ее в круг чтения ребенка определенного возраста.

Давно пришла пора признать дошкольное учреждение первым и главным центром в образовании и развитии того человека, которому предназначено провести начальный этап своей жизни не только в семье. Ведь современные работающие родители и современные нуклеарные (замкнутые) семьи при всем желании не могут создать грамотную систему приобщения детей к чтению. Пора признать и то, что детство человека, проведённое без книги, без художественного слова, нельзя назвать полноценным, потому что это детство вне культуры, вне родного языка, вне традиций, вне того идеального познания сущности мира, которое даёт настоящее, эстетически значимое произведение и которое потом преобразуется в нравственный капитал, в знания, остающиеся с человеком навсегда. Вот что говорил в этой связи главный редактор журнала «Русская словесность» А. И. Княжицкий: «Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. Понять вопросы, которые задает человеку мир, понять не просто умом, а всем им существом и, пусть иногда подсознательно, всем ходом своей жизни ответить на них – вот конкретная в высшей степени прагматическая задача» (Княжицкий А. И.).

Очень редкие дошкольные учреждения имеют тесную связь с детской библиотекой города, микрорайона. Это сложившееся положение дел необходимо нарушить. Ведь грамотный библиотекарь – самый лучший и бескорыстный помощник воспитателя, обладающий специальными знаниями в поиске и оценке книг, умеющий следить за информацией о выходе новых изданий. Библиотекарь – систематически читающий специалист, поэтому он способен дать квалифицированный отзыв о книге для детей и вписать ее в круг чтения ребенка определенного возраста.

 

Литература:

  1. Гриценко З. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 33-41.
  2. ГриценкоЗ. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. 2008. № 7. С. 33-41.
  3. Княжицкий А. И. Самый прагматичный предмет // Русская словесность. 2007. № 7.
  4. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры // Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 64.
  5. Сметанникова Н.И. Через чтение в мировое образовательное пространство. М.: ИТОП РАО, 2018.
  6. Тихонова И., Жильцова В. Читай, и ты полетишь! // Библиотека. 2002.