Проект «Зимующие птицы»

Алиева Эльвира Рамисовна

Воспитатель, МБДОУ ДС №46 "Совенок", г. Химки

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Алиева Э.Р. Проект «Зимующие птицы» // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 466152


 

Проект проводился на базе муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации № 46 «Познание» г. Химки, в группе «Совятки», с 08.09.2019 г. по 15.12.2019 г. В проекте принимали участие 31 воспитанника в возрасте от 5 до 6 лет и 30 взрослых.

В процессе реализации проекта «Зимующие птицы» решались задачи экологического обучения и воспитания старших дошкольников, исследовалась проблема выживания птиц в осенний и зимний периоды в городских условиях. В процессе реализации проекта «Зимующие птицы» решались задачи экологического обучения и воспитания старших дошкольников, исследовалась проблема выживания птиц в осенний и зимний периоды в городских условиях. 

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: средняя.

Возраст: 5-6 лет.

Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы.

Цель проекта: исследование проблемы выживания зимующих птиц и изучение их образа жизни и поведения в городских условиях, привлечения внимания детей и взрослых к трудному положению птиц зимой.

Задачи проекта:

  1. Исследовать разновидность зимующих и редких птиц.
  2. Закрепить знания детей о птицах и роли человека в их жизни.
  3. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
  4. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
  5. Провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам.
  6. Изучить разновидность кормов для различных видов птиц.

Объект исследования: Зимующие птицы нашей местности.

Проблема: Выживание зимующих птиц в городских условиях.

Актуальность проекта:

Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта.
  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
  • Анкетирование родителей.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор необходимой литературы по данной теме.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Проведена диагностическая беседа с использованием демонстрационного материала (карточки с изображением зимующих птиц). Дети назвали птиц, зимующих в наших краях:

  • 7 детей почти всех птиц; 
  • 10 детей – 4 птицы; 
  • 9 детей - 3 птицы; 
  • 6 детей по 1 птице. 

Из них только 5 детей ответили полно на вопросы: «От чего больше страдают птицы зимой, от отсутствия корма или от морозов?», «Чем можно помочь птицам зимой?». Из этого следует, что дошкольники испытывают недостаток информации в развивающей среде и мало наблюдают за природой. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. 

Анкетирование среди родителей, показало, что в семьях дошкольников недостаточно внимания уделяется бережному отношению зимующим птицам. 

После того, как были поставлены цели и задачи, была подобрана необходимая литература, проведён опрос, был намечен план действий по достижению цели и задач. В составлении плана проведения проекта принимали участие не только воспитатели и дети, но и родители.

После подготовительного этапа начинается практическая часть, где были применены различные эффективные формы и методы для расширения знаний о зимующих птицах и для решения поставленных задач.

Каждый день проводились целевые прогулки, где дети наблюдали за птицами: за манерами, повадками, внешним видом. Считали количество птиц, подлетавших к кормушке, которую наполняли заранее едой. За неделю наблюдений был составлен дневник, где было отмечено, сколько и каких птиц подлетало к кормушке. 

В период исследований снегири встречались лишь несколько раз. Это были небольшие стайки 5-7 птиц, которые сидели высоко на рябине. Попытка их сфотографировать, не принесла положительного результата.

Воробьи, которые прилетали к нашей кормушке, держались стайкой, примерно в 7-10 птиц. Они перелетали с дерева на дерево, кормились всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут же опускаясь на снег и подбирая корм. Часто воробьи начисто опустошали кормушку за короткое время, не оставляя корма для других птиц.

Также подлетали синицы, которые быстро обнаруживали, вывешенную кормушку. Они прилетали по одиночке. Бывало, что прилетают одновременно совершенно разные синички! Одни с жёлтой грудкой, а другие с сереньким оперением.

За время наблюдений на прогулке и после заполнения дневника был сделан вывод, что с каждым днём кормушку посещало всё больше птиц. Отмечалось также, что кормушка каждый день оставалась пустой. Дошкольники сами сделали заключение, что птицам не хватает корма, поэтому нужно увеличить количество кормушек. Для этого был объявлен конкурс для детей и их родителей на лучшую кормушку.

Благодаря своим наблюдениям мы пришли к выводу, если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две.

Правила подкормки птиц:

  • нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них);
  • птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности;
  • если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм;
  • кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки);
  • повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы;
  • по возможности корм должен быть защищён от непогоды;
  • кормушку необходимо регулярно чистить.

В дневное время с детьми проводились беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Кто заботится о птицах», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой», «Меню птиц». 

Проблемные ситуации «Чем мы поможем птицам зимой?» «Что может произойти если не подкармливать птиц зимой?»

Цель этих бесед: обратить внимание детей на то, что в зимний период птицам сложно найти себе питание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

Задачи: 

  • учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о птицах.

 

НОД с показом презентации «Зимующие птицы Подмосковья». 

Цель: формирование знаний о зимующих птицах родного Подмосковья.

Задачи:

  1. Учить детей различать виды птиц.
  2. Закреплять знания о зимующих птицах, их способе жизни.
  3. Развивать интерес к познанию; умению сочувствовать, сопереживать.
  4. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её. 

Непосредственная образовательная деятельность проходила под девизом:

Горсть одна — и не страшна 

Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 

Видеть тяжело. 

А ведь в нашем сердце есть 

И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 

Улететь могли, 

А остались зимовать 

Заодно с людьми. 

С помощью красочной презентации дети ознакомились с разнообразными видами птиц родного края. Ярко на слайдах были представлены такие птицы, как воробей, сорока, ворона, голубь, дятел, галка, синица, снегирь. Было представлено описание внешнего вида, места обитания и пища, которую употребляют птицы. Подробно рассмотрели пищу, которую можно и нельзя давать птицам.

Рассмотрели разного вида кормушки. На слайдах детям были представлены загадки о каждой птице.

«Он живет на площадях, на деревьях и ветвях. Он воркует, не поет, бодро семечки клюет».

«Целый день без перерыва-кар-кар-кар, – кричит сварливо».

«Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять».

«Всё время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит»

«Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая».

«Чёрная птица никого не боится. На зиму не улетает, нашу местность оживляет».

«В жёлтом платьице она нам видна издалека. Шапка чёрная у птицы, а зовут её...».

Для закрепления названий птиц разгадывание загадок происходило, как во время занятия, так и в течение всего проекта, и после него.

Результат НОД: из присутствующих на занятии 25 детей, 19 человек запомнили всех птиц со слайдов, а 6 человек- только 4 птиц. 90% детей отгадывают птиц по загадкам. Почти все дети запомнили, какой корм можно употреблять птицам, а какой нельзя. Можно сделать вывод, что задачи непосредственной деятельности с применением новой технологии, все выполнены, потому что такая наглядность лучше воспринимается дошкольниками.

Одна из форм организации учебного процесса – это чтение художественной литературы по теме проекта. Родители совместно с детьми организовали книжную выставку, где были помещены разные книги в стихах и в прозе по теме «Птицы Подмосковья».

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин.

Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто, скороговорок, считалок.

«Чтоб от вредных насекомых

Сады не гибли зря

В любое время года

Берегите птиц, друзья.»

Целью работы над художественными произведениями стало расширение знаний детей о птицах средствами художественного слова.

Задачи: привлекать внимание детей к проблемам жизнеобитания птиц в трудное холодное время.

Развивать память.

Научиться выразительно произносить стихи.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Дети с большим желанием слушали и читали стихотворения. А также включались в беседу после прочтения текста. После каждого прочтения дети подходили к книжной выставке, открывали книги и рассматривали иллюстрации.

Каждый день перед дневным сном прослушивали аудиозаписи с птичьими голосами.

Для закрепления знаний о пернатых друзьях, каждый день проводились дидактические игры. Это такие, как «Кто что ест», «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Назови, кого знаешь», «Кто чем питается» и др.

Детям этого возраста очень нравится играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. «Путешествие в лес», «Птичий двор», 

На прогулке и в спортивном зале играем в следующие подвижные игры «Воробушки и кот», «Совушка», «Воробушки и кот», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Подвижными играми развиваем двигательные умения и навыки ребёнка. 

В начале практического этапа родители получили следующие задания:

  • во время прогулок с детьми, наблюдать за птицами. (внешний вид, среда обитания и т. д.);
  • изготовить совместно с ребёнком кормушку;
  • подобрать необходимый корм для птиц;
  • выучить стихотворение о зимующих птицах;
  • рассматривать птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Просмотр мультфильмов про пернатых друзей. 

В раздевалке оформили ширму «Зимующие птицы»

Для родителей проведены консультации «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Из продуктивных видов деятельности проводили аппликацию «Снегири на ветке» и рисование «Моя любимая птичка».

На занятиях решались следующие задачи:

  • закреплять и расширять представление о зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела; 
  • совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов;
  • учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;
  • совершенствовать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

Последний этап-заключительный, на котором подводим итоги.

Итоговые мероприятия:

  1. В раздевалке оформлена фотовыставка «Как я кормлю птиц».
  2. Подведены итоги конкурса на самую практичную кормушку «Мастерим кормушки для птиц». Лучшие работы участвовали в конкурсе на уровне детского сада и были награждены грамотами. Все кормушки были развешаны на прогулочном участке.
  3. Проведена презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
  4. По окончании проекта 90% детей называют всех предложенных птиц и всего 10% детей назвали 4 птицы. 

Проблема выживание зимующих птиц в городских условиях рассмотрена, все задачи проекта были выполнены. 

Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

Выводы по проекту: 

  1. У детей сформирована система знаний о зимующих птицах.
  2. Закреплены знания детей о птицах и роли человека в их жизни.
  3. Пополнена развивающую среду по теме проекта.
  4. У детей и родителей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
  5. Изучена разновидность полезных кормов для различных видов птиц.
  6. Проведены наблюдения за птицами, прилетающими к кормушкам, составлен дневник наблюдений.

Трансляция проекта:

Выступление на педагогическом совете ДОУ.

Результаты реализации проекта: 

  1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах. 
  2. Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. 
  3. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки и система знаний о зимующих птицах. 
  4. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
  5. За все время работы эмоциональная отзывчивость и работоспособность детей находилась на высоком уровне. Раздражающих факторов, которые бы мешали работе детей не было.

Птицы - очень ценный объект исследования. Зимняя подкормка птиц – уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческого жилища можно кое-чем разжиться. Наше исследование не закончено и будет продолжено в весной. Изучив литературу о зимующих птицах, было выяснено, что птиц можно привлечь на кормушку, используя определённый вид корма, который предпочитает та или иная птица. Весной планируем создание проекта «Перелётные птицы».