Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе

Гимадиева Гульнара Замиловна
Денисова Полина Александровна
Муратова Линиза Раисовна

Воспитатель, ГБОУ" АШИ для детей с ОВЗ", Альметьевск
Учитель, ГБОУ" АШИ для детей с ОВЗ", Альметьевск
Воспитатель, ГБОУ" АШИ для детей с ОВЗ", Альметьевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гимадиева Г.З., Денисова П.А., Муратова Л.Р. Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 464246


 

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К.Д. Ушинский говорил, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма представляют яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Поэтому главной задачей педагога показать и раскрыть подрастающему поколению всю красоту (специфику) культурного наследия, собранного на протяжении многих веков, и на основе этого научить творить. Общая цель моей кружковой работы с детьми первого класса направлено на развитие эстетического вкуса, на приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения орнаментального искусства татарского народа, на воспитание уважения к национальному искусству, любви к народу, создавшему самобытные художественные ценности, на развитие художественных способностей детей. Для решения этой цели, в своей работе, наметила следующие задачи: углублять и расширять знания детей о татарском народном искусстве, учитывая индивидуальные особенности детей. Закреплять представления детей о татарском национальном колорите, ритме, композиции, орнаментального оформления предметов быта, одежды, посуды. Развивать ручную умелость на занятиях по лепке (использовать разнообразные методы и приемы лепки на плоскости), знакомство с татарской национальной вышивкой (аппликация и рисование элементов татарского национального орнамента на бумаге). Знакомить детей с творчеством татарских художников и поэтов, народных мастеров. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, в процессе ознакомления с народным искусством. Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, народному искусству, уважение к труду народных умельцев. Решение этих задач можно осуществлять при наличии хорошего наглядного материала и подготовленности педагога. Поэтому стала собирать материал по данной теме: готовить пособия, альбомы, цветные иллюстрации с элементами вышивок, татарского национального костюма, предметов быта, дидактические игры. Был составлен перспективный план на 2 года, с первого по второй классы. Занятия кружка «Волшебная шкатулочка» ведутся 1 раз в неделю. Для закрепления знаний детей об элементах татарского орнамента в вышивках и умения использовать их в украшении одежды и предметов быта, проводила дидактические игры «Оденем Айсылу в татарский костюм», «Составь узор» и др. Благодаря этому, дети, легче запоминали названия элементов татарского орнамента, учились принципам построения симметричных узоров и композиций, описывали внешний вид и характерные признаки; закрепляли знания об элементах татарской символики в вышивках, насколько она богата и разнообразна. Так, например, роза – это символ человека в расцвете сил, символ женщины – матери, как источник тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан ассоциируется с именем Аллаха, символ поклонения и покорности ему. Орнамент «эгри дал» - изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует райский сад, бесконечное цветение. Ритм мелких элементов – «берекет», ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие. Кувшин – символ дома, источник жизни. Ромб – знак поля. Орнаментные украшения являлись знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека. В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Основное место в татарской вышивке занимает растительный орнамент.

На занятиях по лепке украшали узорами вылепленные из пластилина изделия (тарелка, пиала), с помощью печаток выполняли узоры на «ковре», «полотенце». Дети учились создавать узор сначала по образцу, а впоследствии по замыслу - «нарисуй, какой хочешь узор». На занятиях при рассматривании изделий народно-прикладного искусства, вышивок подбирала предметы с более сложным узором. Дети осваивали способ рисования новых орнаментов: листья, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы и т.д. Дети знакомились с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге. Предлагала различные вырезанные из бумаги силуэты платья, фартука, кувшина, вазы, калфака, тюбетейки. Такие занятия с украшением, вырезанных из бумаги предметов, приносило детям большое удовольствие, они не просто наносили узор, а задумывались над его расположением. Для воспроизведения в детских аппликациях из бумаги отбирались наиболее простые и часто встречающиеся в вышивках растительные мотивы: тюльпаны, колокольчики, гвоздики, декоративные фигуры многолепестковых цветков и листьев. Дети учились подбирать разные варианты цветов бумаги, изменять количество элементов и композиционный строй орнамента, определять способы их изображения. Итоговым занятием стало интегрированное занятие «Халкымнын күңел бизәкләре» (для родителей), где дети показали свои творческие и художественные способности в разных видах деятельности: аппликации, лепке, рисовании. 

Все разработанные мной занятия по изобразительной деятельности построены в игровой форме и включают в себя разные части: рассматривание предметов народного быта, одежды, вышивки, посуды; рассказ воспитателя о татарском народном искусстве, слушание народных песен, чтение стихотворений татарских поэтов; рисование, лепка, аппликация. В основу занятий положен комплексно-тематический подход, сочетание наглядных, игровых и практических приемов позволяет сделать изобразительную деятельность увлекательным занятием, приносящим результат взрослым и удовлетворение детям. Вся проделанная мной работа по ознакомлению детей с татарским народным искусством тесно связана с узкими специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями. Это совместное проведение национальных праздников: «Сөмбелә», «Нәуруз», «Карга боткасы», «Сабантуй» и других досугов и развлечений с использованием народных игр, татарского фольклора, песен, стихов, танцев, театрализованных представлений; пополнение национального уголка предметами старины, вышивками. Все это позволяет сделать вывод, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, знакомство с традициями и обрядами татарского народа, татарским национальным орнаментом несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный потенциал, приобщает детей к духовной культуре своего народа и возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

 

Литература:

  1. Валеев Ф. X. Орнамент казанских татар. Казань: Тат. кн. изд-во, 1969.
  2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998.
  3. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань: Тат. кн. изд-во. 1980.