Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Константинова Виктория Вячеславовна
Васильева Светлана Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 136", г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 136", г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Константинова В.В., Васильева С.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 462609


 

Преодоление этого нарушения достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания дошкольников с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию дефекта речи и подготовку к полной грамотности. Дети должны овладеть объемом базовых знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Логопедия включает в себя формирование навыков произношения, развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звука. Коррекционное образование также предусматривает определенный диапазон знаний об окружающей среде и соответствующий объем словарного запаса, речевых навыков, которые должны усвоить дети на этой возрастной стадии.

На материале правильное произношение звуков осуществляется:

  • Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • Воспитание у детей умения правильно составлять общие и сложные предложения, использовать различные конструкции предложений в связной речи;
  • Развитие слаженной речи, работа над сюжетом, пересказ с постановкой любой исправительной задачи;
  • Развитие детского словаря с привлечением внимания к методам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • Развитие добровольного внимания и памяти.

Осуществляя коррекционную подготовку детей с такими нарушениями, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые формируются путем постепенно развивающейся дифференциации в области различения характерных черт речевых звуков.

Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании фонематических представлений, требует поэтапного формирования как полной артикуляции звуков, так и их восприятия.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Звуки следующие: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`].

В то же время, нельзя считать, что процесс формирования этих звуков закончен полностью. Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] – [х], [в] – [б], [ф] – [в], [п] – [б] и т.д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков ([т] – свистящие и шипящие, т.п.). 

Вторая группа включает звуки, которые большинство детей еще не сформировали, и произношение некоторых укоренившихся неправильных, искаженных артикуляций. Это звуки [р], [р`], [л], свист и шипение. Это также включает звук [т], похожий по артикуляции на звуки [ч] и [ц].

Фронтальные занятия, чтобы прояснить артикуляцию, развить фонематическое восприятие и подготовить детей к анализу и синтезу звуковой композиции слова, обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых детьми. Затем в определенной последовательности включаются звуки, установленные к этому времени.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук после правильного произношения сравнивается на слух со всеми артикуляционными или акустически близкими звуками (1 стадия дифференциации). Позже, после овладения артикуляцией их второй пары звуков, взаимозаменяемых в речи, дифференциация производится не только на слух, но и по произношению (стадия 2 дифференциации).

Эта последовательность работы позволяет включать упражнения по различению звуков очень рано, что способствует самопроизвольному появлению новых звуков в детской речи и значительно облегчает второй этап работы по дифференцированию. Благодаря развитому слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание уделяется гласным звукам, четкости, произношение которых во многом зависит от разборчивости речи. Кроме того, правильное произношение гласного играет большую роль в анализе звуковой композиции слова.

На основе указанных навыков произношения реализуются простейшие формы фонематического восприятия, то есть способность слышать данный звук (среди других звуков), чтобы определить наличие данного звука в слове.

Звуки устанавливаются с максимальным использованием всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в начальный период обучения, который является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные методы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: 

  • Для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонематическим группам; 
  • Звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; 
  • Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. 

Материал для исправления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на сознательный анализ и синтез звукового состава слова. Способность отличать звуки от композиции слова играет большую роль в заполнении пробелов в фонемном развитии.

Упражнения по анализу и синтезу звука, основанные на четких кинестетических ощущениях, способствуют осознанному звуку речи, который является основой для подготовки к грамотности. С другой стороны, навыки звуко-буквенно-цифрового анализа, сравнения, сопоставления одинаковых и разных знаков звуков и букв, упражнений по анализу, синтеза способствуют укреплению навыков произношения и усвоению осознанного чтения и письма.

К концу обучения дети должны освоить осознанное последующее чтение, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты.

К моменту поступления в школу дети, закончившие специальный учебный курс, готовятся освоить комплексную школьную программу. Они могут различать и различать на слух и произношение все фонемы родного языка, сознательно контролировать звук своей и чужой речи, последовательно отличать звуки от композиции слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, учитывать порядок звуков и их положение в слове, что является решающим фактором в предотвращении нарушений письма и чтения.