Путешествие в страну интересных игр: проект для детей старшего дошкольного возраста

Ризяпова Ильсеяр Илькамовна
Хабибуллина Венера Нигатовна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ризяпова И.И., Хабибуллина В.Н. Путешествие в страну интересных игр: проект для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 431957


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Примерный план игр для реализации проекта «Путешествие в страну интересных игр»


 

Вид проекта: речевой, познавательно-творческий.

Время реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-6 лет, 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников. 

Актуальность темы: 

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт одной из своих задач определил развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. 

В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов и технологий является актуальным.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе развития игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность детей.

Цель: Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности через включение в различные виды деятельности, научить говорить на татарском языке, развивать диалогическую и монологическую речь.

Задачи. 

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, инициативность через организацию игровой деятельности, положительные взаимоотношения между детьми, взрослыми.
  • воспитывать желание общаться на татарском языке.

Развивающие:

  • развивать вариативное мышление, воображение и творческие способности, любознательность, наблюдательность, умение экспериментировать, создавать условия для формирования фантазии, воображения, творчества.
  • совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь,
  • развивать интерес к изучению татарского языка, способствовать пониманию речи и желанию говорить и общаться на другом языке. 

Обучающие: 

  • учить словотворчеству;
  • обучать формам монологической речи на татарском языке;
  • обучать отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала.
  2. Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
  3. Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
  4. Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.
  5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  6. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Этапы работы над проектом

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта. 

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей об игре.
  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы). 
  5. Анализ результатов педагогической диагностики.

II этап – основной

Схема реализации опыта работы по направлениям развития

Направления развития

Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

Социально - коммуникативное

Дидактические, сюжетно – ролевые, природоведческие игры. Настольно – печатные игры, игры со словом, игры на сближение, социальное взаимодействие

Речевое

Дидактические игры, речевые игры

Познавательное

Дидактические игры, игры со словами, познавательные игры, настольно – печатные игры, игры с математическим содержанием

Художественно - эстетическое

Игры – драматизации, игры – инсценировки, народные игры, игры – хороводы, логоритмика

Физическое

Подвижные игры со словами, игры с речевым сопровождением, физминутки, логоритмика, двигательные игры.

III этап – заключительный 

Обобщение опыта работы. 

Сотрудничество с родителями

  1. Наглядная информация: консультации «Развитие речи: игры в кругу семьи», «Игры на развитие творческого воображения». Рекомендации для родителей «Игра – это серьезно», «Мир в творчестве ребенка». Выпуск педагого - родительской газеты «Крепыш». 
  2. Детско-родительские проекты: «Творческая мастерская», «Интересные игры», «Фантазеры», «Рифма».
  3. Поэтапное рисование: «Ты начни, а я продолжу».
  4. Выставки рисунков: «Сказочный мир», «Абракадабра», «Несуществующая страна».
  5. Анкетирование: «Любит ли фантазировать ваш ребенок?».
  6. Малышовый словарик «Придумывают наши дети».
  7. «Дневник родителей или «Нечуковский» от 2 до 5». 
  8. Конкурс выдумщиков: «Забавная история», «Перевертыши».
  9. Тренинг «Обмен семейным опытом».
  10. Почтовый ящик «Вопрос-ответ». 
  11. Копилка идей: «Необычная игрушка».
  12. Семейные посиделки.

Ожидаемый результат проектной деятельности: 

  • Приобщить детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности.
  • Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности.
  • Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
  • Повысить авторитет педагога и других работников ДОУ.
  • Повысить педагогическую компетентность и активность родителей.
  • Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка.
  • Научить детей говорить на татарском языке, развить диалогическую и монологическую речь. 
  • Вызвать у родителей желание самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.

 

Примерный план игр для реализации проекта «Путешествие в страну интересных игр» (Приложение).

 

Литература:

  1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? 2001.
  2. Зарипова З.М. Татарча сөйләшәбез // Методик кулланма. Казань, 2012.
  3. Карпова С.И., В.В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет // Творческий центр. Санкт-Петербург, 2010.
  4. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2013.
  5. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду // Библиотека журнала «Управление ДОУ». М.: Творческий центр, 2012.
  6. Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г. Игровая среда в домашних условиях// Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011. 
  7. Микляева Н.В., Ю.Н.Родионова. Развиваем способности дошкольников // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2010.
  8. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В., Перкова С.В. Развитие игровой активности дошкольников // Управление. М.: Творческий центр, 2010.
  9. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Из опыта работы. М., 2006.
  10. Щетинина А.М. Учим дошкольников думать // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011.