Воспитание гуманных чувств у детей с нарушениями речи посредством технологии воспитания сказкой

Карпенко Лидия Ивановна
Еверзова Анна Ивановна
Ануфриева Галина Борисовна

Воспитатель, МБДОУ № 84, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ № 84, г. Белгород
Учитель-логопед, МБДОУ № 84, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карпенко Л.И., Еверзова А.И., Ануфриева Г.Б. Воспитание гуманных чувств у детей с нарушениями речи посредством технологии воспитания сказкой // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 430178


 

В «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» определена необходимость перевода отрасли образования «на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Белгородской области» [1, с. 2]. Однако для удовлетворения потребностей развития региональной системы образования немаловажно воспитание гуманных чувств детей, начиная с дошкольного возраста. Очевиден факт, что гуманные чувства воспитываются на основе эмпатии, когда ребенок учится ставить себя в позицию другого и испытывать, либо переживать чувства другого. 

Таким образом, «культурные традиции способствуют сохранению и умножению духовного наследия в современном мире. Нравственные ценности прошлого, накопленные предшествующими поколениями, новой генерации призвана передавать система дошкольного образования, ориентированная на самых маленьких ее граждан» [2, с. 9]. Воспитание гуманных чувств – это длительный и многогранный процесс нравственного воспитания, когда объединяются родители и педагоги детского сада, при этом за основу образовательных действий, принимают выверенные веками технологии, например технологию воспитания сказкой.

Русский философ Иван Александрович Ильин писал: «Именно сказка является ответом все-испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души» [3, с. 315]. Именно сказка, с ее глубокой философией, жизненной мудростью, выражением национальной особенности, способно позитивно воздействовать на чувства маленьких граждан, формировать их мировоззренческую установку. Сказка – это литературный жанр, на первый взгляд, кажущийся простым и доступным для восприятия. Между тем, в сказочном сюжете скрыт глубочайший смысл происходящего, заставляющий мозг ребенка думать, анализировать, сравнивать, синтезировать, что немаловажно для детей с нарушениями речи. С детства нам знакома фраза: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Применение технологии воспитания сказкой в дошкольном учреждении направляет детей к погружению в национальную культуру во всей глубине ее смыслов. Благодаря сказке дети мягко, без нажима, постигают мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Учатся, подражая сказочным образам, используя национальный юмор и национальную мудрость, неосознанно порой, но в силу чистоты своей детской души. 

В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания, сочувствия. Сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Наши дети, маленькие граждане России, знакомятся через сказочный жанр с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни, учатся жить по этим законам. Отечественный педагог Л.П. Гладких указывала на значение сказки: «Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути» [4, с. 11]. И с этим видением, невозможно не согласиться. В русских народных сказах, например, «Теремок», «Репка» дети учатся формированию дружеских доброжелательных отношений, предполагающих вежливое отношение друг к другу. Действия, происходящие в сказках, способствуют проявлению у детей отзывчивости, оказанию необходимой помощи.  

В процессе прослушивания сказки, либо ее театрализации, где ребенок примеряет роль определенного сказочного персонажа, происходит формирование связной речи, что немаловажно для современного ребенка. Хорошо сформированная речь – это залог успеха в учебе и дальнейшем развитии коммуникативных отношений, познании мира, а в целом его социализации. Благодаря смысловой стороне языка сказки, ребенок может быть заинтригован действиями, которые разворачиваются в сказке. Тогда эффективным моментом воспитания будет применение таких заданий, как придумай действия, слова, эмоции сказочного героя. Речь обогащается поэтической и эмоциональной лексикой, включаются образные выражения.

Благодаря применению технологии воспитания сказкой реализуется проблема обучения, которая решается через игровые действия, позволяя ребенку инициировать свое «Я». Сказка способствует выработке художественного вкуса и развитию воображения, и тогда ребенок учится чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. 

Народные сказки или авторские сказки – это кладезь мудрости, оказывающий благотворное влияние на развитие малыша в целом. Например, применяя в работе упражнение «Задай вопрос сказочному герою», ребенок не только будет выстраивать предложения, но и стараться произносить звуки, тем самым постепенно искореняя косноязычие. 

Педагог, реализуя технологию воспитания сказкой, должен грамотно подходить к определению программных задач и подбору материала к занятию. Работа над речью детей, будет намного эффективнее, если применять музыкальный материал, элементы игры, аппликацию или рисование. Из практического опыта приведём пример. Всем известна сказка «Каша из топора», в процессе чтения детям, а затем пересказывания, у детей формируются те представления, которые мы называем гуманными ценностями, носящими нравственный характер воспитания. Кроме того, у детей расширяется словарный запас, когда мы вводим такие речевые обороты как «негостеприимство старухи и ее несообразительность», «находчивость и хитрость солдата», «умение находить выход из сложной ситуации». Познавательное развитие ребенка заключается в понимании иносказательного смысла сказки, тем самым расширяя диапазон его общего информационного восприятия. Дополнить работу над сказкой можно рисованием обильного стола с угощением в ожидании гостей, развивая мелкую моторику и формируя эстетический вкус.

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте у детей проявляются такие негативные качества как жадность, драчливость, что является причиной вспыхивающих конфликтов. И детям необходимы этические эталоны, способствующие нивелированию отрицательных моментов. Приходит на помощь сказка, на примере героев целесообразно рассмотреть и проанализировать ситуацию, не переводя ее на личности. Ребенку свойственно соотносить свое поведение, как с обобщенным представлением, так и с конкретным примером. Немаловажна роль взрослого человека, который будет образцом для подражания. В связи с этим, немаловажно проводить педагогу работу с родителями своих подопечных. Стоит донести до родителей понимание того, что детям дошкольного возраста свойственно воспринимать гуманность сказок, так как они способны давать оценку поступкам героев, но при этом детям необходимо четко понимать позицию «хороших» и «плохих» героев. И если ребенок с сочувствием и с переживанием относится к определенному сказочному персонажу, важно, чтобы родители занимали правильную позицию с точки зрения воспитательного процесса, для справедливого разрешения проблемы.

Таким образом, данная проблема не нова, но, тем не менее, она актуальна и требует большой работы педагогов и родителей для успешной социализации наших детей, гуманизации и всестороннего развития личности.  

 

Литература:

  1. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 17.07. 2013 года. Белгород, 2013.
  2. Пересыпкина А.В. Мастерская добрых дел: парциальная программа дошкольного образования. Белгород: ГиК, 2017. 97 с.
  3. Трубецкой Е.Н., Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Три очерка о русской иконе «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М.: Лепта, 2003. С. 315.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2002. 41 с.