Использование шумовых оркестровых инструментов как инновационная форма работы в театрализованной деятельности: мастер-класс для детей 5-6 лет

Маколкина Любовь Николаевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 79", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Маколкина Л.Н. Использование шумовых оркестровых инструментов как инновационная форма работы в театрализованной деятельности: мастер-класс для детей 5-6 лет // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 428385


 

Данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель:

Распространение педагогического опыта использования инновационных подходов в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

  • продемонстрировать приемы развития у воспитанников творческих способностей посредством  игры на  шумовых инструментах;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
  • прокомментировать эффективность используемых приемов; 
  • вызвать положительные эмоции средствами творчества и полученного результата.

Образовательный продукт: шумовой музыкальный инструмент.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
  • музыкальное сопровождение;
  • шумовые музыкальные инструменты (в том числе изготовленные педагогом и воспитанниками): рубель, трещотка, бубен, колокольчик, маракас, металлофон, треугольник, палочки (по количеству участников мастер-класса).

Материалы для изготовления шумового инструмента:

  • одноразовые ложки;
  • пластиковые контейнеры от киндер-сюрприза;
  • цветные нитки;
  • термоэтикетка для украшения пасхальных яиц;
  • ножницы;
  • наполнитель (бусы, бисер, пайетки, скрепки);
  • горячая вода;
  • наконечники от ручек 

Основные этапы мастер-класса

  1. Организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса)
  2. Постановка педагогической проблемы
  3. Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
  4. Заключительный (подведение итогов, рефлексия)

Организационный

- Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер-класса я представляю опыт работы по использованию инновационных подходов в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Постановка педагогической проблемы

В настоящее время актуальны проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Некоторые дети во время выступления перед аудиторией испытывают чувство неуверенности, замешательства, волнения, даже страха, что провоцирует психологическую зажатость. Использование шумовых оркестровых  инструментов является эффективным упражнением для развития слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия. 

Практическая демонстрация приёмов

Первый прием – работа над раскрепощенностью. 

- С этой целью проводится музыкально-ритмическая игра «Раз-два» Предлагаю Вам взять палочки и пройти в центр зала.

Задание. Под музыку на сильные доли в такте нужно отстучать палочками ритм. 

(звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене)

Совместная деятельность педагога и участников мастер-класса

1т. – Раз, два!

2т. – Раз-два-три

3т. – Раз, два! 

4т. – Раз, два, три.

5т. – Раз, два!

6т. – Раз, два, три.

7т. – Раз, два!

8т. – Раз, два, три.

Вывод: Попав в руки робкого ребенка, музыкальный инструмент помогает преодолеть неуверенность в себе. 

Второй прием – речевое музицирование 

Этот прием  помогает детям не только с удовольствием заучивать стихи, но и читать их с особым чувством и выражением. Стихотворный текст увлекает своим ритмом, а если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах, то образы стихотворений становятся яркими и легче запоминаются. 

- Вашему вниманию представлены шумовые музыкальные инструменты, с помощью которых мы создадим музыкально-ритмический рисунок к стихотворению (педагог раздает участникам мастер-класса шумовые музыкальные инструменты)

Задание: Внимательно слушайте текст стихотворения и по команде  используйте соответствующий шумовой музыкальный инструмент.

Музыкально-ритмическая игра «Едем, едем…» (педагог выразительно читает стихотворение, участники мастер-класса сопровождают прочитанное игрой на шумовом музыкальном инструменте)

Едем, едем на тележке 

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат, 

Птички звонко так свистят.

Белочка на ветке орешки грызёт,

Рыжая лисичка зайца стережёт.

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!

Ух!

рубель 

бубен

маракасы

колокольчики

трещотки 

тс-тс

рубель

бубен

металлофон

 

рубель 

 

Все вместе

Вывод: Этот прием развивает внимание, слух детей, чувство ритма и творческое воображение.

Третий прием – координационно-ритмические игры

Координационно-ритмические игры помогают развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух, координацию движений и умение действовать согласованно.

Координационно-ритмическая игра «Бубен» 

Задание: Я произношу текст, а вы передаете бубен по кругу. На слова «дили-дили» - бубен звенит, на слог «дон» - хлопаем в ладоши. Повторяем движение на каждую строчку

Бубен весело звенит: 

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон! 

Ребятишек веселит:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Бубен, спой еще разок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Твой чудесен голосок:

-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!

Вывод: подобные приемы помогают в процессе работы над развитием театрализованных способностей детей.

- Уважаемые участники мастер-класса, переходим к следующему этапу нашей работы.

Четвертый прием – «Творческая мастерская»

Музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой. Особый интерес к музыке и желание музицировать вызывают шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками. Сейчас мы изготовим шумовой музыкальный инструмент.

 

Ход работы:

Шаг 1. Подготовка рабочего места. Перед вами: одноразовые ложки, контейнер от киндер-сюрприза, различный наполнитель (бисер, бусы, скрепки), нитки, термоэтикетка для украшения пасхальных яиц, ножницы.

При работе с детьми не забудем повторить правила техники безопасности.

Шаг 2. Берем контейнер от киндер-сюрприза, наполняем его по выбору: бисером, бусинками, камешками или пайетками. Звук нашего инструмента будет зависеть от наполнителя и степени наполняемости. Плотно закрываем.

Шаг 3. Берем две ложки, помещаем между ними контейнер от киндер-сюрприза и плотно зажимаем. 

 

Шаг 4. С помощью цветных   шерстяных ниток фиксируем ручки ложек. 

 

Шаг 5. Цветным колпачком закрепляем нить снизу.

Шаг 6. Надеваем на ложку термоэтикетку для украшения пасхальных яиц. 

Шаг 7. Опускаем в горячую воду. 

Шумовой музыкальный инструмент готов!

 

Предлагаю вам сыграть на получившихся шумовых музыкальных инструментах под мексиканские напевы. 

На этом мы заканчиваем наш мастер - класс. Спасибо за внимание.