Индивидуальная коррекционно-развивающая ППП «Развитие пространственно-временных представлений и произвольной регуляции психической деятельности» для учащегося с ОВЗ 4 класса

Абдалова Наталья Дмитриевна

Учитель начальных классов, МАОУ СШ,  д. Бурга, Маловишерский район, Новгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Абдалова Н.Д. Индивидуальная коррекционно-развивающая ППП «Развитие пространственно-временных представлений и произвольной регуляции психической деятельности» для учащегося с ОВЗ 4 класса // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 422808


 ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Примерное содержание занятий; 2. Учебная программа


 

Индивидуальная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа (ППП) «Развитие пространственно-временных представлений и произвольной регуляции психической деятельности» для учащегося с ОВЗ 4 класса

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность программы

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования.

В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. 

Результаты первичной диагностики показали, что у учащегося 4 класса Байрамова Никиты психическое развитие соответствует нижней границе возрастной нормы на фоне сниженного темпа деятельности, недостаточно сформированного регуляторного компонента, пространственно- временных представлений, слухоречевой памяти. Учащийся нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Научная обоснованность

Год за годом образование сталкивается с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется не только в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, но и в формировании устойчивых видов школьной дезадаптации. Соответственно, проблему школьной дезадаптации можно отнести к одной из наиболее острых проблем современного образования, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

По мнению многих психологов, именно проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе часто стоит за собственно учебными затруднениями детей, и за такими явлениями, как плохая дисциплина на уроках, повышенная отвлекаемость, неумение выполнять несколько усложненные задания, а в определенной степени, за феноменом психологической перегрузки, импульсивности, повышенной утомляемости. Однако, основная часть исследований и коррекционно-развивающих программ в области произвольной регуляции относится к младшим школьникам, где произвольность рассматривается как основное новообразование данного возраста. В нашем понимании произвольная регуляция – это сложный процесс, который функционирует, как единство двух уровней. С одной стороны, это управление личностью непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания – от мотивирующих детерминант до конечной цели и ее оценки (т. е. понятие произвольность). А с другой - это действие самоконтроля и воли, т. е. это непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, преодоление препятствий, постоянный «отчет» личности перед самим собой, когда человек становится ответственным за свои поступки, за поведение в целом (что принято считать волевой регуляцией). Например, если ученик сидит на уроке и смотрит в окно - он проявляет произвольность, т. е. управляет собой, чтобы находиться на уроке, а не в коридоре, а если он при этом осознает необходимость слушать учителя, то ему необходимо применить волевое усилие, т. е. заставить себя не только сидеть за партой, но и включиться в работу - это относится к волевой регуляции. Развитие произвольности возможно через формирование положительных привычек или навыков адекватного поведения, постепенное построение собственных программ поведения. А развитие волевой регуляции - посредством воздействия на механизмы сознания. Таким образом, произвольная регуляция выступает в глубоком внутреннем единстве с самосознанием и эмоционально-волевым компонентом. Соответственно, особенностью данной программы является сочетание элементов тренинговой работы, (т. е. развитие личностной сферы, включение личностного отношения и механизмов сознания) и коррекционно-развивающих упражнений, направленных на демонстрацию неадекватности, нецелесообразности некоторых способов реагирования и моделей поведения, формирование потребности в изменении своего поведения, посредством обучения определенным навыкам, развития свойств внимания, самоконтроля, саморегуляции. Тем самым, обеспечивая воздействие одновременно на оба уровня, развивая произвольную регуляцию в целом.

Кроме того, в произвольной регуляции, как и в сфере самопознания можно выделить две системы действия: во-первых, «Я и Другие», а во-вторых «Я и Я». Т. е. при первой системе произвольная регуляция направлена на адекватность адаптации человека к другим лицам, к различным коллективам, с учетом принятых принципов поведения и этических норм, существующим в обществе. Что касается второй системы, то здесь важным моментом является самокритичность, как глубокое и адекватное осознание своих слабостей, отсутствие и недостаточное развитие психологических качеств, свойств, привычек, препятствующих дальнейшему развитию личности. Таким образом, теоретическим фундаментом данной программы можно считать тезис Выготского: «Развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами».

Для успешной реализации данной программы необходимо использовать следующие методические средства и условия: 

  • Формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений;
  • Соблюдение четкой, повторяющейся структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, ритуалов, временного регламента (с целью дополнительного, организующего момента при формировании произвольности, привычек);
  • Чередование вербальных и невербальных средств;
  • Постепенное усложнение используемых средств;
  • Использование подробных, четких инструкций для упражнений;
  • Использование отдельных упражнений на развитие устойчивости и концентрации зрительного внимания;
  • Наличие тетрадей, цветных карандашей или фломастеров (для выполнения упражнений);
  • Использование элементов сказкотерапии, работа с метафорой (с целью закрепления полученной информации на бессознательном уровне, развития творческого потенциала, а также в качестве диагностического метода);
  • Использование ролевых игр (с целью формирования новых моделей поведения, т.к. смена позиций способствует изменению отношения к собственному поведению);
  • Обсуждение, дискуссия (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);
  • Обучение навыкам (например, снятие психоэмоциональной напряженности, постановка целей, разрешения конфликтных ситуаций, снижение агрессивности и др.);

Цель программы:

создание специальных условий для получения образования, коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Психокоррекционная работа, направленная на развитие пространственно-временных представлений, произвольной регуляции.

Задачи программы:

Снятие негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния. Формирование основных пространственных представлений (вверх-вниз, спереди - сзади, справа - налево) и временных представлений (части суток, дни недели, времена года, часы). 

  1. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
  2. Формирования адекватных форм поведения.
  3. Формирование адекватной самооценки.
  4. Формирование позитивных личностных качеств.
  5. Регулирование поведения в коллективе.
  6. Развитие коммуникативных навыков.
  7. Развитие самосознания.
  8. Обучение навыкам самостоятельно принимать решения.
  9. Развитие пространственных представлений о собственном теле;
  10. Развитие пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;
  11. Формирование навыков словообразования, работа над расширением словарного запаса ребенка;
  12. Формирование умения правильно использовать и понимать предлоги, сложные речевые конструкции (понимание сложных грамматических конструкций, пассивных, пространственно-временных);
  13. Развитие наглядно-образного и вербально-логического мышления;
  14. Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени;
  15. Развитие общей и мелкой моторики.

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;
  • индивидуальное.

2. Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

  • индивидуальные занятия;

Формы контроля:

  • в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный)
  • тестирование; ИКТ диагностика. 

Адресат программы: учащийся 4 класса Байрамов Никита 10 лет. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития.

Продолжительность курса: на период обучения в 4 классе (1 год). Коррекционные занятия проходят 1 раз в неделю. Обучение осуществляется совместно с другими обучающимися по УМК «Школа России».

Планируемые результаты:

1) Овладеть приемами регулирования своего эмоционального состояния;

2) закрепить новые адаптивные формы поведения в условиях психокоррекционного пространства и впоследствии за его пределами;

3) ориентироваться в пространстве во временных представлениях;

4) использовать приобретенные навыки для более искреннего и свободного общения;

5) использовать развитые формы поведения, связанные с сотрудничеством и взаимопомощью.

Направления коррекционно-развивающей работы:

Формирование произвольной регуляции движений, выполнения программы действий (на двигательном и психофизиологическом уровне, продуктивном или познавательном уровне).

Формирование основных пространственных представлений (в 3 осях пространства: вверх – вниз, спереди – сзади, справа – налево) и временных представлений ( части суток, дни недели, месяцы и времена года и часы).

 

Распределение учебных часов 

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

4 класс

1.

Диагностика учащихся

2

2.

Коррекционно-развивающая работа по формированию произвольной регуляции и пространственных представлений.

32

 

ИТОГО:

34

 

С учащимся проводятся индивидуальные занятия. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. 

Оценка результатов освоения программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП, осуществляется в полном соответствии с требованиями к учащихся с ЗПР (7.1). При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения учащимся с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей учащихся с ЗПР; 3) единства критериев, показателей и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования учащихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики учащихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.

 

2. Организационный раздел

Учебно-тематический план программы

Класс: 4

Учитель : Абдалова Н.Д.

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час. 

Тип программы: программа коррекционно-развивающая; составленная на основе нескольких программ: Ершова В. А. «Формирование произвольной регуляции детей, испытывающих трудности в обучении и поведении»; Садовская А. И. «Развитие пространственных представлений».

Требования к результату реализации программы.

1) овладение приемами регулирования своего эмоционального состояния;

2) закрепленные новые адаптивные формы поведения в условиях психокоррекционного пространства и впоследствии за его пределами;

3) ориентация в пространстве во временных представлениях;

4) приобретенные навыки более искреннего и свободного общения;

5) развитые формы поведения, связанные с сотрудничеством и взаимопомощью.

Методы и средства оценки результативности программы.

Оценка эффективности программы: оценивая эффективность проводимой психологической коррекционной работы, внимание обращается на такие параметры, как волевая устойчивость, концентрация внимания, саморегуляция, произвольная зрелость, навыки самоконтроля.

Контроль над выполнением программы проводится по прохождению каждого раздела в форме устного или письменного задания.

Результативность психологической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в картах индивидуального развития, ежегодном отчете.

Оценка эффективности программы: оценивая эффективность проводимой психологической и коррекционной работы, внимание обращается на такие параметры, как волевая устойчивость, концентрация внимания, саморегуляция, произвольная зрелость, навыки самоконтроля.

Примерная структура занятия выглядит следующим образом:

  1. Ритуалы приветствия (1 минуты).
  2. «Разминка» (релаксационные упражнения, либо упражнения энергизаторы, в зависимости от эмоционального состояния участников) (3 минуты)
  3. «Внимание – это нужно» (упражнение на развитие внимания) (4 минуты)
  4. «Тема» (тематические упражнения) (10 минут)
  5. «Управляю собой» (упражнение на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции.
  6. Завершение (подведение итогов, подсчет баллов, ритуал прощания) (2 минуты)

Система условий реализации программы.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося. Занятия проводятся в кабинете начальных классов. Специализированного кабинета для дополнительных занятий по данной программе не имеется.

Перед началом коррекционной работы организуется проведение обследования. Результаты обследования отражаются в специально разработанной карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. 

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий (наглядные пособия, дидактический материал, зеркала, ИКТ.).

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

Примерное содержание занятий (Приложени 1).

Учебная программа (Приложение 2).

Литература:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.
  2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. 225 с. (Хрестоматия по психологии). 
  3. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: методическое пособие / под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М.: Экзамен, 2004. 96 с. (Ранняя помощь).
  4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика. СПб.: Питер, 2006. 80 с. (Детскому психологу).
  5. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц. М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003. 160 с.
  6. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушением слуха: Методическое пособие / Т.В. Николаева. М.: Экзамен, 2006. 112 с. (Ранняя помощь).
  7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999.Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
  8. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: учебное издание / Головчиц Л.А, Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. М.: Просвещение, 1991.
  9. Психология детей / под ред. И.С. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006.
  11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005 (Библиотека психолога-практика).
  12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2001 (Коррекционная педагогика).
  13. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 (Развивающее обучение. Практические задания).