Обучение младших школьников с нарушением слуха работе с информацией

Поликарпова Елена Юрьевна

Учитель начальных классов, БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху", г. Грязовец Вологодская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Поликарпова Е.Ю. Обучение младших школьников с нарушением слуха работе с информацией  // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 405038


 

На современном этапе наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. У учащихся младших классов с нарушением слуха  наблюдается дефицит умения работать с текстом, давать развернутые ответы, обращать внимание на детали; сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов, осуществлять поисковый вид чтения, анализировать материал. Это связано с неумением работать с информацией.

Все это обуславливает необходимость использования различных источников и носителей информации. Перед учителем ставиться задача – научить таких школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.

Выделим основные этапы работы с информацией.

  1. Формулировка и уточнение запроса: определение темы, круга источников, выбор формы представления результатов работы.
  2. Выработка алгоритма поиска информации.
  3. Поиск и локализация информации.
  4. Качественная оценка и отбор полученной информации.
  5. Отработка, компоновка и интерпретация отобранного материала.
  6. Подготовка и представление итогов работы.

Важно уже с первого класса вовлекать обучающихся с нарушением слуха в использование различных информационных источников. Например, различные детские энциклопедии содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, карты, схемы, викторины. Особо важную роль при этом необходимо отводить бумажным носителям информации, формированию навыков работы с новыми словами.

Обучение навыкам работы с информацией должно происходить на всех учебных предметах. Наш опыт показывает, что стержневой основой данного процесса должно стать литературное чтение. Приведем несколько примеров заданий. Пример первый: информационный поиск с помощью детских энциклопедий. Педагог, после рассмотрения структуры подобных книг, готовит карточки с вопросами, ответы на которые ребята должны найти в этих изданиях. Например, «Мне так нравятся кошки! Они такие разные! Где я могу прочитать о редких породах кошек? Подскажи, на какой странице я могу найти их фотографии?», «А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядит первый самолет, первый аэроплан? Где можно о них прочесть?».

При работе с литературными текстами эффективно использовать памятки, которые необходимы для формирования информационной компетенции младших школьников:

Памятка 1. Работа с заголовками.

  1. Прочитай заголовок. Сделай паузу и задумайся над его содержанием.
  2. Сформулируй своими словами, о чем идет речь.
  3. Вспомним все, что уже знаешь на эту тему.
  4. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, будут даны ответы в тексте.
  5. Попытайся до чтения текста дать на эти вопросы положительные ответы.
  6. Приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.

Памятка 2. Работа с непонятным текстом.

  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди к ним объяснение в словарях или справочниках.
  2. Если непонятно содержание текста, подумай, как он связан с пройденным материалом. Вернись к нему и повтори основные мысли.
  3. Особое внимание обращай на конкретные примеры.

Памятка 3. Диалог с автором.

  1. По ходу чтения ставь вопросы к тексту, выдвигай свои варианты ответов.
  2. Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь дать предварительные ответы на вопросы, ищи ответ в тексте. Если не можешь найти ответ, помни, что в тексте его может и не быть. В таких случаях попытайся найти недостающие сведения в других источниках информации.

Памятка 4. Учись выделять главное.

  1. Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного.  Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет?
  2. По ходу чтения составляй план (устный или письменный).
  3. Составляй схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
  4. В случае необходимости делай выписки.
  5. Изучай внимательно все данные в учебнике и придумывай свои.
  6. На протяжении работы старайся представить себе то,  о чем ты читаешь?

Памятка 5. Запоминай материал.

  1. Объясни себе, как взаимосвязаны пункты твоего плана.
  2. Перескажи текст по плану своими словами.
  3. Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
  4. Сделай общий вывод: какова главная мысль автора текста.

Систематическая работа с различными источниками и носителями информации способствует:

  • конкретному, точному восприятию обучающимися с нарушением слуха учебного материала, осмыслению связей и отношений между объектами изучения;
  • развитию у таких обучающихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизировать их творческую деятельность;
  • продвижению в интеллектуальном развитии;
  • формированию любознательности, научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
  • стремлению к саморазвитию и творческому росту.

Таким образом, можно с уверенностью сказать , что ФГОС НОО с ОВЗ создал все условия для развития информационной культуры младших школьников с нарушением слуха.

 

Литература:

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. №2.
  2.  Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. 2008. №11.
  3. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие. Самара: Учебная литература; Федоров,2007.
  4. Шмелева О.И. Формирование информационной грамотности младшего школьника // Педагогические чтения «Исследовательско-методическая деятельность в работе учителя». Саратов. 2012.