Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО

Кулешова Людмила Витальевна

Инструктор по ФИЗО, МДОУ "Детский сад № 24 "Родничок", г. Вольск, Саратовская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кулешова Л.В. Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 01.10.2020).

Заказ № 403993


 

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют необходимость всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и обучению.

Оздоровление детей средствами физической культуры – одно из важнейших задач современной медицины и педагогики. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду занимает приоритетное направление в и деятельности образовательной организации. Для полноценного физического развития дошкольников созданы все благоприятные условия: рациональный режим дня, сбалансированное питание, двигательная деятельность, необходимая материально-техническая оснащенность. Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю (два в физ. зале, одно на улице).

Не секрет, что ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из острых проблем, стоящих сегодня перед обществом.

Актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной деятельности. Решению этой проблемы способствует применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс.

«Новые технологии физического совершенства детей в ДОУ». Новизна программы заключается в комплексном использовании на занятиях современных методов коррекции опорно-двигательного аппарата. Физкультурно-оздоровительные технологии содержат средства традиционной и нетрадиционной гимнастики: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, элементы Хата-йоги, фитбол-гимнастику, детские тренажеры и подвижные игры с коррекционной направленностью.

Несколько слов хочется сказать о фитбол-гимнастике. Фитбол – является уникальным оздоровительным тренажером. Он привлекает к себе внимание дошкольников, стимулирует их фантазию и двигательное творчество. Занятие на фитболе великолепно развивает у дошкольников координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибулярный аппарат.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет. Одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формированию у детей сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

Хата-йога. Комплексы упражнений с использованием хата йоги основаны на динамических и статистических упражнениях с расслаблением и дыхательной гимнастики. 

Специалистами доказано, что определенные положения тела, приводят к существенным функциональным и биохимическим сдвигам в организме. В системе хата-йоги имеются различные упражнения, предназначенные для укрепления всех систем организма. При занятии гимнастикой с элементами йоги следует придерживаться определенным правилам:

  • заниматься через час после еды;
  • принимать определенные позы после разогрева мышц;
  • необходим четкий показ упражнений;
  • весь комплекс упражнений целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой для расслабления и медитации.

Подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Немаловажное значение в деле оздоровления дошкольников имеет и ритмическая гимнастика. Комплексы ритмической гимнастики могут быть самыми разнообразными: ходьба, бег и. т. д.

Важное направление работы – лечебная физкультура. Необходимо использовать гимнастические комплексы для профилактики плоскостопия. Такая корректирующая гимнастика должна проводиться ежедневно, и включать уже знакомые ребенку упражнения. При выполнении желательно использовать различные современные тренажеры. Рекомендуется использовать спокойную музыку. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием.

Театрализованная ритмопластика. Термин «театральная ритмопластика» совмещает два понятия: театрализация и пластика. Театрализация подразумевает зависимость выполнения двигательных упражнений от конкретного содержания литературного материала. Таким образом движение наполняется художественным смыслом и становится отражением сюжетной линии. Цель – формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие опорно-двигательного аппарата.

Предлагаемые оздоровительные технологии необходимо включать в физкультурные занятия и использовать в качестве дополнительных занятий в группе в течение дня. 

Опыт показывает, что регулярное систематическое использование позволяет улучшить состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Привитие социальных норм по здоровому образу жизни у дошкольников

Задачи раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложная. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Актуальность данной темы определена такими нормативно-правовыми документами как:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51);
  • ФГОС ДО (п. 1.6).

ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как:

  • «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей»;
  • «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ».

Привычка к здоровому образу жизни – жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, задачи сохранения здоровья, привитие социальных норм ЗОЖ являются приоритетными в образовательной деятельности ДО.

Данную проблему мы стараемся решать, обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей, путем освоения образовательной области «Физическое развитие», содержание которой выделяет становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами.

Для успешного решения проблемы, необходима ее интеграция с другими образовательными областями образовательной программы.

Особое внимание при реализации задач мы уделяем компонентам, которые выделяются как основные принципы ЗОЖ.

Исходя из этого, основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • занятия физической культурой;
  • формирование полезных привычек;
  • закаливание;
  • рациональное питание;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • соблюдение режима, создание условий для полноценного сна.

При проведении работы с дошкольниками по формированию социальных норм ЗОЖ педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять подумать, прислушаться к своему организму. В связи с этим, особое внимание уделяется организации различных видов деятельности взрослого и детей, которая создает условия не только для получения знаний, но и приобретению детьми опыта их практического применения.

Реализация работы по ЗОЖ в условиях ДО осуществляется через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, специальные занятия физкультурой в спортивном зале.

Большое значение в развитии движений и воспитании ДО оказывают подвижные игры, которые проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности детей.

Потребность в здоровье и ЗОЖ у детей формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно, о важности соблюдения правил личной гигиены, подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Эти знания дети приобретаю на специальных занятиях «Уроках здоровья, а также при проведении различных режимных моментов.

При проведении образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы: рассказы и беседы, моделирование различных ситуаций, знакомство с художественной литературой, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги.

Полученные знания дети отображают в игровой, проектной и продуктивных видах деятельности, во время проведения досугов, праздников и участия в соревнованиях.

Одним из факторов определяющих ЗОЖ является закаливание.

Система закаливающих мероприятий, разработанная в ДО включает: обширное умывание, полоскание горла и рта, ходьба босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

Особое место уделяется взаимодействию с родителями.

Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-родительское сообщество (дети–родители–педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого. Родители являются нашими партнерами.

Активно участвуют в различных мероприятиях: соревнованиях, досугах, праздниках. В выполнении совместно с детьми творческих заданий в рамках реализации проектной деятельности: создают книжки-малышки, мини-проекты.

Непринужденная веселая атмосфера позволяет ребенку выполнять различные, даже самые сложные, задания, а взрослым проявлять к ребенку больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Успешность деятельности в данном направлении определяется способностью детей использовать приобретенные знания и умения.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры успешного выполнения программы на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного детства:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет интерес и самостоятельность;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет требования:

  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
  • Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического и социального развития ребёнка. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, адаптации его к влияниям природной и социальной среды. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей – самые актуальные. Во многом здоровье ребенка зависит от взрослых – родителей и педагогов. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Значит, здоровье дошкольника полностью на нашей совести. Поэтому в центре работы по воспитанию здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи с чем необходимо объединить усилия педагогов и родителей воспитанников, найти эффективные формы взаимодействия по воспитанию культуры здоровья ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни. Педагогический коллектив ставит задачи в работе с родителями:

  • Планирование модели сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, бережного отношения к здоровью детей.
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей, повышение роли семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей.
  • Изучение, обобщение, распространение лучшего опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей.
  • Формирование у родителей и детей практических умений и навыков в области физического воспитания и укрепления здоровья.
  • Пополнение материальной базы ДОУ спортивным и медицинским оборудованием с учетом требований ФГОС ДО.

В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать положения, которые определяют содержание всей работы, ее организацию и результативность:

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребенка, интересов и способностей всей семьи, семейного уклада, традиций.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду. Ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребенка как ценности.
  • Соблюдение преемственности и единства требований, что достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка и приобщения его к ЗОЖ хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы.

Условиями эффективного сотрудничества с родителями являются:

  1. Наличие системы работы дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
  2. Компетентность педагогов ДОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т. ч. коммуникативной компетенции.
  3. Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями.

В соответствии с этими положениями и условиями в детском саду используются разнообразные формы работы с семьёй.

Информационно-аналитические: индивидуальные беседы, индивидуальные консультации воспитателя или специалиста, наблюдения, посещение семьи, анкетирование, социологические опросы, «телефон доверия», «горячая линия», «почтовый ящик» и др., что позволяет проанализировать условия и образ жизни семей воспитанников ДОУ, спланировать дифференцированную работу.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, его полноценную социализацию, физическую подготовку, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе, педагогам и родителям важно быть партнерами в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Родители имеют уникальную возможность получить грамотную консультацию специалистов – руководителя ДОУ, медицинской сестры, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, старшего воспитателя. Предусматриваются консультации наглядные и устные: подгрупповые и индивидуальные. Тематика их разнообразна, учитываются пожелания родителей. На подгрупповые консультации родители приглашаются, на индивидуальные ведется предварительная запись (или договоренность со специалистом). Консультации способствуют повышению психолого-педагогической культуры, пересмотру жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Родители могут рассчитывать на компетентную помощь грамотного специалиста в любой ситуации.

Консультации медсестры всегда востребованы, так как позволяют родителям знакомиться с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития. Медицинским работником ведется целенаправленная санитарно-просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.

Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям. Консультации педагога-психолога способствуют не только педагогическому просвещению родителей, но и психологическому сопровождению семьи в определенный период, психологической подготовке детей к обучению в школе, гармонизации детско-родительских отношений: «Слушать ребёнка. Как? «, «Что такое моя семья», «Семья – это слово родное», «Искусство быть отцом» и др.

Информационно-наглядные: «Азбука здоровья» - наглядная информация на стендах и сайте ДОУ, папки-передвижки, рекомендации по профилактике заболеваний, физическому воспитанию и укреплению здоровья, закаливанию, памятки, буклеты, фотовыставки «Мы со спортом крепко дружим! «, «Малыши-крепыши делают зарядку! «, «Воспитание здорового ребенка», «Здоровье ребенка – в чьих оно руках? «

Наглядно-информационные: информационные проспекты, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры непосредственно образовательной и других видов двигательной и оздоровительной деятельности детей, закаливающих процедур, режимных моментов, просмотр видеозаписей, мультимедийных презентаций, фотогазет. Дни открытых дверей пользуются среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения своего ребенка. Открытые мероприятия позволяют увидеть, как общаются педагоги с детьми, использовать их положительный опыт, осознать свои успехи и недочеты, поделиться своими наблюдениями и достижениями. Цели открытых просмотров разнообразны в зависимости от вида и темы мероприятия, детской деятельности, но основная задача – создание команды единомышленников, формирование готовности к эффективному взаимодействию педагогов и родителей, так как от эффективности сотрудничества педагогов и родителей зависит состояние здоровья, уровень развития и качество подготовки ребенка к школе.

Познавательные (коллективные, подгрупповые): конференции, тематические консультации, родительские собрания, «круглые столы», семинары-практикумы с обучением приемам и методам оздоровления ребенка (разные виды гимнастик: дыхательная, зрительная, пальчиковая, утренняя, бодрящая, массаж, самомассаж, родительский клуб, педагогическая гостиная, устный педагогический журнал, педагогический брифинг и др.

Эффективной формой сотрудничества являются встречи в родительском клубе. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений. В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемам оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив. Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Досуговые (коллективные, подгрупповые): совместные досуги, «Дни здоровья», спортивные праздники и развлечения. Совместные досуговые мероприятия повышают компетентность родителей в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также повышают авторитет, укрепляют роль влияния положительного примера взрослых, служат источником формирования добрых семейных традиций.

Таким образом, в тесном содружестве с родителями воспитанников в детском саду целенаправленно используются здоровье сберегающие технологии, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья дошкольнику; способствуют воспитанию у детей культуры здоровья; формируют представления о здоровье как ценности; повышают мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У родителей значительно повысилась ответственность за воспитание здорового ребенка, появилось желание сотрудничать с педагогами детского сада, желание создавать и укреплять добрые семейные традиции активного здорового отдыха.