Воспитание культуры поведения старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Исаева Татьяна Александровна

Воспитатель, Ульяновская область Карсунский район р.п Языково

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исаева Т.А. Воспитание культуры поведения старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 01.10.2020).

Заказ № 402782


 

Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время, и она должна решаться всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к детям. То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые, как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и другие. Опыт А.М. Виноградовой показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. 

Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения: воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; прививать бережное отношение к культурным ценностям; знакомить родителей с работой по воспитанию культуры поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома [3].

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [5].

Средством формирования культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных качеств [1].

Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна в связи с тем, что культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества [8].

Исследование проблемы воспитания культуры поведения у дошкольников позволило нам выявить противоречие между социальным заказом общества на воспитание социально и коммуникативно развитой личности дошкольника, способной к полноценному взаимодействию с окружающими, с одной стороны, и потенциальными возможностями игровой деятельности в воспитании культуры поведения у дошкольников, но недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы, с другой.

Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке процесса воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, средства и приемы воспитания культуры поведения у старших дошкольников.

Объект исследования: воспитание культуры поведения старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс воспитания культуры поведения старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если

  • будут систематизированы средства и методы воспитания культуры поведения старших дошкольников в процессе игровой деятельности;
  • будет осуществляться целенаправленное воспитания культуры поведения старших дошкольников в процессе организации серии разнообразных игр: сюжетно-ролевых, игр с правилами, коммуникативных.
  • будет организовано сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного воспитания культуры поведения старших дошкольников в игровой деятельности;
  • будет организована предметно - развивающая среда в ДОО, способствующая воспитания культуры поведения старших дошкольников в игровой деятельности.

База исследования: Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения МКДОУ детский сад «Теремок» р.п. Языково.

Задача данного исследования состоит в том, чтобы сделать каждого воспитанника активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости. Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы культурных и нравственных взаимоотношениях между детьми, а в дальнейшим, и взрослыми.

Изучение уровня развития культуры поведения у старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Работа состояла из 3 этапов: первый – определение уровня культуры поведения у детей старшего возраста, на втором этапе была проведена экспериментальная работа по развитию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации различных игр игровых упражнений. Третий этап был посвящён выявлению эффективности проведенной работы.

Цель констатирующего эксперимента: определить уровень развития культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Подобрать методики для диагностики уровня культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести диагностику уровня культуры поведения старших дошкольников.

Для изучения уровня культуры поведения у детей использовалась методика «Изучение коммуникативных навыков» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной (Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: Просвещение, 2010. 291 с.), методика изучения умений вести диалог О.А. Бизиковой и наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности.

В методике «Изучение коммуникативных навыков» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной предложены следующие критерии оценки уровня развития коммуникативных умений:

  1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают. Какие средства используют: уговаривают, убеждают. Заставляют и т.д.
  2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
  3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.
  4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается.
  5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Высокий уровень: Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации, легко находит контакт с другими детьми и педагогом, чётко с последовательностью излагает свои мысли, умело использует формы речевого этикета. Сила звучания голоса соответствует норме, речь спокойная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует. Зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.

Средний уровень: Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

Низкий уровень: Ребенок неактивен и молчалив в общении с детьми и воспитателем, рассеян, редко использует формы речевого этикета, не имеет умения последовательно выражать мысли, точно передавать их содержание. Звучание голоса колеблется либо громко, либо тихо, речь прерывистая, частое использование ненужных слов. Зрительного контакта с собеседником не присутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; не жестикулирует руками и ногами; не применяет мимику лица во время разговора.

Для выявления уровня культуры поведения мы также использовали методику изучения умений вести диалог О.А. Бизиковой. (Бизикова. О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. 136 с.)

Критерии умения вести диалог:

  • умение задавать вопросы;
  • умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;
  • умение сообщать собеседникам свое мнение;
  • умение выражать просьбы, советы, предложения;
  • умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;
  • умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Для диагностики каждого умения были определены показатели и способы оценки.

Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельностью детей.

Во время проведения диагностики не все дети шли на контакт. Некоторые затруднялись при ответе на заданные вопросы. Диагностика проводилась в непринуждённой обстановке.

Кроме двух диагностических методик, детям было предложено поиграть в сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь 03», «Журналисты» и в дидактическую игру «Уложи куклу спать». В ходе данных игр было проведено наблюдение за тем, как дети проявляют в игре навыки культуры поведения.

Во время игр дети не всегда подчинялись заданным правилам. Во время игры «Скорая помощь» многие дети хотели оказывать помощь, то есть они хотели быть медицинскими работниками и из-за этого не могли договориться, кто же будет больными. Не всегда использовали в речи вежливые слова. 

Мальчики охотно играли в игру «Морской флот». При помощи считалки выбирался капитан корабля, раздавалась атрибутика остальным детям. Игроки выполняли поручения капитана, но были и такие, которые не хотели подчинятся капитану. На корабле назревал бунт. Дети подхватывали сюжет игры, и появлялись пираты.

К игре «Журналист» дети проявляли большой интерес. Они с удовольствием брали друг у друга интервью. Правда, не всегда это получалось вежливо. Детям очень нравилось держать микрофон и говорить в его направление.

Дидактическая игра «Уложи куклу» больше подходила девочкам, чем мальчикам. Но некоторые мальчики принимали в ней участие. Дети не всегда выполняли правила игры. Некоторые дети неаккуратно складывали одежду или отказывались укладывать куклу спать, просто укладывая её на кровать. 

При наблюдении общения за детьми во время игр мы выяснили, что не все дети соблюдают правила речевого этикета, не интересуются мнением своих сверстников, не делятся своим мнением. Например, Егор Ж. не высказывал своё мнение во время игрового процесса, не употреблял вежливые слова во время игры, отбирал у детей игрушки, не спрашивая их мнения, из-за чего дети не хотели брать его к себе в игру. 

Максим З. не проявлял никакого интереса к игровой деятельности, вел себя пассивно в игре, не высказывал своё мнение, неохотно, вяло выполнял просьбы своих сверстников. 

Но есть дети, которые ведут себя иначе. Например, Лера П. не всегда употребляет в речи вежливые слова, но зато всегда задаёт вопросы сверстникам, охотно идёт на контакт с игроками, предлагает правила игры. Во время игры справедливо распределяет роли, иногда, правда, прибегая к помощи воспитателя, соглашается с мнениями других игроков.

Мы составили сводную таблицу, в которую занесли данные, полученные в результате проведения двух диагностических методик. На основе сводных данных мы составили таблицу, в которой получили обобщенный уровень развития навыков культуры поведения у детей всей группы.

Затем мы разделили детей всей группы на две подгруппы - контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети с низкими и средними показателями уровня развития культуры поведения, у нас получилась подгруппа детей, состоящая из 11 человек таблица, а в контрольную группу вошли 11человек с различными уровнями развития 

Таким образом, средний уровень развития культуры поведения детей в основном преобладает. Высокий и низкий уровни почти на одном уровне, и составляют вместе 68%. Для того, чтобы повысить уровень на формирующем этапе, необходимо проводить с детьми игры, игровые упражнения, беседы, направленные на развитие культуры поведения ребёнка внутри коллектива. Работа на формирующем этапе исследования предполагает определение цели и задач, составление перспективного плана по данному направлению, подбор форм работы с педагогами и родителями.

Система работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Цель формирующего этапа: разработать и экспериментально апробировать систему работы по развитию культуры поведения у старших дошкольников в игровой деятельности.

На первом этапе был составлен план работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в игре. Он представляет собой тематическое планирование проведения различных игр (сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, тренинговых игр и упражнений), чтение художественной литературы, проведение бесед

Прежде чем организовывать игровую деятельность, мы провели подготовительную работу с детьми по формированию и закреплению знаний о культуре поведения. С этой целью были проведены беседы на тему нравственности, мы читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации на тему «Как вести себя правильно в общественных местах».

Играя с детьми в дидактические и сюжетно-ролевые игры, мы демонстрировали на личном примере выполнение правил культурного поведения.

Для того, чтобы правильно построить взаимоотношения в социуме, надо научить детей контролировать своё поведение, научить понимать и чувствовать своего партнёра по деятельности, развивать доверие, сотрудничество, сочувствие и сопереживание собеседнику, учить проявлять активность и стремление к достижению успеха. 

Выявление эффективности работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

С целью определения эффективности системы работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников в процессе игры, нами был проведён контрольный этап экспериментального исследования.

Цель контрольного этапа - выявить эффективность системы работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников.

Данный этап предполагал решение следующих задач:

  1. определить уровень развития культуры поведения у старших дошкольников;
  2. произвести сравнительный анализ полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента.

Для выявления результатов работы нами использовались те же методики, которые использовались на констатирующем этапе исследования: методика «Изучение коммуникативных навыков» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной (Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: Просвещение, 2010. 291 с.), методика изучения умений вести диалог О.А. Бизиковой и наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности. Детям было предложено поиграть в следующие игры «Скорая помощь 03», «Морской флот», «Журналисты», «Уложи куклу». Диагностическое обследование проводилось со всеми детьми, которые участвовали в первичной диагностике.

На основе сводных данных мы составили таблицу, в которой получили обобщенный уровень развития навыков культуры поведения у детей экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, при подведении итога проделанной работы и представления полученных результатов, у нас получилось следующее: 10 воспитанников из группы показали высокий уровень развития культуры поведения (45%); 9 воспитанников– средний уровень (40%) и 3 – низкий уровень (14%). Высокий уровень повысил на 13%, средний уровень культуры поведения повысился на 5% и низкий снизился до 9%.

Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, показал эффективность проведенной системы работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Нами было проведено исследование по теме «Воспитание культуры поведения старших дошкольников в процессе игровой деятельности». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить проверить возможность воспитания культуры поведения у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

В ходе исследования гипотеза о том, что формирование культуры поведения у детей старших дошкольников будет происходить наиболее успешно, если будет организованна специальная игровая деятельность, полностью подтвердилась. 

Мы убедились, что, решая задачи воспитания культуры детей, необходимо выстраивать определённое игровое пространство, постоянно дополняя и обновляя его.

 

Литература:

  1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986.
  2. Островская. Поведение – результат воспитания // Дошкольное воспитание. 1997. № 5.
  3. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. 1979. № 8.
  4. Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. 1989. № 11.
  5. Островская Л.Ф. Азы воспитанности / Дошкольное воспитание. 1985. № 8.