Путешествие в Школу актерского мастерства

Маколкина Любовь Николаевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 79", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Маколкина Л.Н. Путешествие в Школу актерского мастерства // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 399959


 

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Форма деятельности: совместная организованная деятельность воспитателя и детей. 

Цель: совершенствовать артистизм и навыки сценического перевоплощения, необходимые для участия в драматизации сказок.

Задачи

Образовательные:

  • актуализация знаний детей о театральных профессиях;
  • знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях.

Развивающие

  • развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх;
  • развитие творческих способностей, навыков импровизации.

Воспитательные:

  • воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности;
  • формирование чувства успешности для каждого ребёнка.

Методы и приемы: наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический, метод прямого и опосредованного воздействия.

Словарная работа: активизировать словарь по теме «театральные профессии»: «костюмер», «сценарист», «режиссёр»; «музыкальные инструменты»: «маракасы», «вертушка».

Оборудование: мультимедийная установка, флешка, ноутбук, подушки на каждого ребенка, макет камина, зонт, афиша, клубок.

Демонстрационный материал:музыкальные инструменты (вертушок, трещотка, маракасы). 

Раздаточный материал: зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Видео-, аудио-сопровождение: видео-обращение Карабаса-Барабаса, аудиозапись «Звуки природы», аудиозапись вступления к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» «Океан-море»

Цель: расширять музыкальные впечатления. 

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие» 

  • Формирование навыков простых движений под музыку;
  • Развитие музыкального слуха и памяти, чувство ритма, ладового чувства, умения понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;
  • Развивать умение воспринимать и слушать музыку;
  • Повышение творческой активности на занятиях.

«Познавательное развитие»

  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Уточнить и расширить знания детей о море;
  • Развивать познавательную мотивацию, любознательность.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру;

«Речевое развитие»

  • Обогащать активный словарь детей;
  • Совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать своё мнение;
  • Развивать связную речь, умение отгадывать загадки;

«Физическое развитие»

  • Развивать мышечную и дыхательную системы;
  • Развивать координацию движений детей;

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

 

Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте, дети. У нас на занятии присутствуют гости.

Давайте поприветствуем:

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады! Мы вас любим!

А теперь давайте повторим эти слова все вместе и дети и взрослые:

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады! Мы вас любим! 

В зале сразу стало уютнее и теплее от ваших добрых слов и улыбок. 

 

Постановка проблемы

Ребята, сегодня утром я получила необычное видеописьмо!

(На экране видеозапись обращения Карабаса-Барабаса)

Карабас-Барабас:

Уважаемая публика! В моем театре должна состояться премьера спектакля, но все артисты исчезли. Билеты проданы, афиши развешены… Я не знаю, что делать! (Дети обсуждают сложившуюся ситуацию.)

Воспитатель:

Ребята, поможем Карабасу-Барабасу?(Ответы детей)

Я предлагаю отправиться в Школу актерского мастерства. Там мы узнаем о профессиях, которые помогут нам в постановке спектакля. Дорогу нам укажет волшебный клубок.

(Воспитатель вместе с детьми идет змейкой в сторону камина)

 

Основная часть

Воспитатель:

Вот мы и оказались в Школе актерского мастерства. Располагайтесь поудобнее.

(Дети рассаживаются на подушки у камина)

Ребята, а вы любите театр? Знаете, кто там работает? Назовите театральные профессии?

(Ответы детей)

А как вы думаете, кто такой сценарист? 

(Ответы детей)

Воспитатель:

Сценарист ребята, это человек, который пишет сценарий к будущему спектаклю, а режиссер ставит спектакль и подбирает артистов. 

Представим, что я режиссер, а вы актеры. У каждого из вас будет своя роль, а какая, мы узнаем чуть позже. 

(Воспитатель раздает детям эмблемы, на оборотной стороне которых изображены герои будущей сказки: «бабушка», «дедушка», «золотая рыбка», «кошка», «собака», «мышка», «девочка», «мальчик», «море» - остальные дети).

Звучит аудиозапись волшебной музыки, входит Оле-Лукойе, в руке зонт.

Оле-Лукойе:

Здравствуйте ребята! Я сказочник и волшебник Оле-Лукойе! Слышал, что вы хотите стать актерами. Посмотрите на мой зонт! Он может дарить не только замечательные сны, но и разное настроение. Для этого нужно научиться передавать свои эмоции:

Подойдите к зеркалам

В руки их возьмите

И на них взгляните.

Вам задание я дам

Выполнить спешите!

Удивитесь как Мальвина,

Загрустите как Пьеро,

Рассердитесь как Алиса,

Испугайтесь как сверчок

Оле-Лукойе:

Молодцы, все справились с заданием. Открою маленький секрет: с вами я не прощаюсь – буду наблюдать за вашими успехами в Школе актерского мастерства!

(Герой уходит)

Воспитатель:

Продолжаем нашу работу. Занимайте свои места. (Дети рассаживаются на подушки)

Ни один спектакль не обходится без музыки. Она бывает разная: тихая и … (громкая), веселая и… (грустная), быстрая и … (медленная). Настоящий актер может воспроизводить не только то, что он видит, но и слышит, чувствует. Руководит музыкой в театре – звукорежиссер. Звукорежиссер – специалист, который с помощью различной техники занимается записью, обработкой и воспроизведением различных звуков и музыки.

Прослушайте фрагмент музыкального произведения и определите характер музыки. Звучит аудиозапись вступления к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»: «Океан-море»)

Воспитатель:

Ребята, мы тоже можем изобразить море. В этом нам помогут музыкальные инструменты – маракас, вертушка и трещотка (показывает) и наши движения.

Физкультминутка. Пластический этюд «Волны»

Дети имитируют движения волн в соответствии со словами, меняя интенсивность в соответствии с текстом, педагог сопровождает.

Воспитатель:

Предлагаю вам изобразить море при помощи движений рук и тела, а я буду читать текст в сопровождении музыкальных инструментов. Закройте глаза и представьте, что вы морские волны. (Как фон звучит мелодия из серии «Звуки природы»)

Море тихое, гладкое(звучит маракас). На берег медленно накатывается волна, затем другая и ещё (ребята имитируют движение волн). 

Поднимается ветер. Волны становятся выше (звучит вертушка), море волнуется всё сильнее.

Слышится прибой, поднимается буря! (Звучит трещотка).

Ветер постепенно стихает, и вновь волна спокойная и нежная. Как хорошо, как тихо… (звучит маракас).

(Воспитатель благодарит всех за старание)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Но:

Чтоб в актеров превратиться

Нужно нам принарядиться!

Ребята, как вы думаете, кто нам в этом поможет?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Костюмы для актеров подбирает костюмер. Для этого мы отправляемся в костюмерную. Для спектакля все костюмы уже готовы. Обратите внимание на ваши эмблемы. На обратной стороне изображен герой, которого вы будете играть в нашем спектакле. Подберите костюм и атрибут, соответствующий вашей роли.

(Дети выбирают атрибуты к роли, одеваются. Воспитатель помогает и контролирует) 

(В это время Оле-Лукойе расставляет декорации к спектаклю, расставляет «актеров» по местам)

Молодцы, ребята, стоит только выбрать какой-нибудь элемент костюма, и вы уже не мальчики и девочки, а герои любимых сказок. 

Воспитатель:

Ну что ж, актеры готовы, пришла пора показать сказку зрителям! Я буду рассказывать сказку, а вы постарайтесь мимикой и движениями передать характер и настроение героев. 

(Воспитатель рассказывает сказку, дети мимикой и движениями передают образы героев)

Текст сказки

«Жили-былидед да баба.Дед на балалайке бренчал да головой качал. А баба пряжу пряла, да носки вязала. Детей у них не было. Жили с ними только кошка Мурка да пёс Барбос. Кошка лениво мурлыкала, да сметанку лизала, а Барбос дом сторожил. 

Как-то рассердилась баба: ногами затопала, деда заругала. Нет у нас радости в доме, скучно нам жить на белом свете. И послала деда за радостью. Пригорюнился дед, взял невод и пошел к синему морю. Заволновалось синее море. Забросил дед невод в море и поймал рыбку, да не простую, а золотую. Рассказал дед рыбке о своем горе. Пожалела его Золотая рыбка и подарила деду и бабе сыночка и дочку. Пришел дед домой, а там Сыночек на дудочке играет, а дочка по дому помогает, пыль вытирает. Дочка и сыночек добрыми были, бабу с дедом любили. И стали они жить поживать и добра наживать. 

Воспитатель:

Вот и закончился наш спектакль, пора и на поклон! 

(Звучит аудиозапись волшебной музыки, заходит Оле-Лукойе)

Оле-Лукойе:

Молодцы, ребята! Мне очень понравился ваш спектакль. Как начинающим актерам, я дарю вам билеты в кукольный театр! (Раздает билеты)До свидания! 

Воспитатель:

Ну что ж, пора нам в детский сад! Волшебный клубочек поможет нам найти обратную дорогу. Возьмитесь за руки (под музыку дети проходят за воспитателем змейкой) 

Воспитатель:

Мы вернулись в детский сад!

(Включается проектор, на экране снова Карабас-Барабас)

Карабас-Барабас:

Спасибо, ребята, большое! Благодаря вам спектакль состоялся! 

Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, понравилось вам путешествие в Школу актерского мастерства? Что вам понравилось? Какие профессии нужны для постановки спектакля? (Ответы детей)

Воспитатель:

Давайте пожелаем нашим гостям всего самого доброго. Спасибо за внимание!

(Дети выходят из зала под веселую музыку).