Формирование у детей 4-5 лет начальных представлений о себе

Байдакова Ирина Андреевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 223, г. Нижний Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Байдакова И.А. Формирование у детей 4-5 лет начальных представлений о себе // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 393774


 

Особенности развития начальных представлений о себе у детей 4-5 лет

В основе формирования начальных представлений о себе, лежит способность ребенка присваивать через механизмы идентификации накопленный опыт человечества. Она выделяет в формировании начальных представлений о себе «кристалл личности». Основой «кристалла» является имя собственное (идентифицированное с телесной индивидуальностью) и социальное признание, которое ребенок получает сначала от непосредственного, а затем более удаленного социального окружения.

Обсуждая проблему формирования образа индивидуального «Я» можно выделить несколько последовательных ступеней: самоощущение, представление о схеме тела; самовосприятие, самооценка, выделение «Я» как внутреннего субъекта [8].

Именно в раннем возрасте в норме формируется первичное представление о схеме тела, становятся относительно дифференцированными самоощущения. Нормально развивающиеся дети способны локализовать телесное ощущение к середине второго года жизни, максимум - к двум годам. Данный факт подтверждает окончание формирования схемы тела. Еще раньше (в год-полтора) они начинают узнавать себя в зеркале, а затем и на фотографии, что свидетельствует о первичных дифференциациях «Я» и «не Я».

Исследование ребенка 4-5 лет, который находится в условии материнской депривации, показывает, что он в данном возрасте часто не узнает себя в зеркале и, тем более, на фотографии. Помимо задержек в выделении своего «Я» этот факт объясняется значительно меньшим опытом действий такого рода. Доказано, что возрастной срок появления возможностей узнавания себя напрямую зависит от наличий индивидуализированных взаимодействий со взрослыми [1].

Трудность исследования ребенка 4-5 лет оставляет открытым большой спектр аспектов раннего этапа развития представления о себе. Оценка показывает, что у ребенка имеется мотивирующее представление и гордость за свое достижение. Это свидетельствует о началах формирования системы «Я». Однако уточним следующее: возникновение такого важнейшего личностного новообразования предопределяется взаимодействием детей и взрослых.

Выполнения одних действий ради других возникают у детей в общении, под влиянием воспитания и требования взрослых людей, и лишь затем в условии, когда это требуется объективным предметным обстоятельством их деятельности. Таким образом, под влиянием взрослых людей в общении начинают сформировываться соподчинения мотивов, определяющих умения регулирования своего поведения [2].

Появления мотивирующего представления знаменуют собой первоначальные этапы развития произвольного поведения. В связи с формированием достаточно устойчивого представления, появляется чувство и желание, которое связано с объектом, о котором дети помнят, хотя и не видят его перед собой в определенные моменты. Дети становятся менее зависимыми от наличных ситуаций. Именно с этого периода они начинают выстраивать нюансы своего поведения, согласовывая его с собственным желанием и представлением.

Как отмечает О.А. Белобыкина: «Познания и открытия своего «Я» в этот период являются доминирующими этапами в развитии детей. В то же время это только начало длительных процессов в развитии представления о себе. Поэтому, возможно, что было бы правильней рассуждать в контексте того, что в раннем возрасте обычно сформируется лишь предпосылка возникновения доступного экспериментальным исследованиям спектра элементов развития представления о себе» [4].

С позиции Л.В. Коломийченко: «Формирование начальных представлений о себе ребенка 4-5 лет является этапом развития сознания. Дети подготовлены появлением речи, ростом самостоятельности, а также связанным с этим процессом изменением во взаимоотношении с окружающими» [10].

Стоит отметить, что в качестве наиболее важных признаков, свидетельствующих о достижениях детей определенной степени личностной зрелости, выступают признаки самооценки.

Возникновение детской самооценки относится к трем годам. В первичной самооценке отсутствует рациональный компонент. Такая самооценка во многом является ситуативной, эмоционально обусловленной. Обычно детям свойственны глобально-недифференцированные мнения о себе: «Я - хороший».

В случае противоположного заявления («Я - плохой») можно судить о том, что дети еще не оценивают себя по-настоящему, а повторяют услышанные реплики взрослых людей или проявляют негативизм, который представляет собой типичное проявление кризиса трех лет. В то же время общепризнано, что при нормальном процессе развития именно к трем годам возникает «система Я», включающая первичные знания о себе и отношения к себе. Возраст 3 года является стартовым в развитии представления о себе.

Е.О. Смирнова отмечает: «Дошкольное детство является периодом, когда происходит первоначальное фактическое складывание личности. В ряду конкретно-психологического изменения ребенка 4-5 лет особое значение уделяется появлениям признаков произвольности поведения. В качестве центральных звеньев в данном процессе формирования выделяются соподчинения мотивов в деятельности» [18].

Стоит отметить, что между развитием представления о себе и расширением возможности осознания имеются связи: от своего физического качества, движения и предметного действия до рефлексий собственного психического процесса (как познавательного, так и эмоционально-мотивационного) и личностного качества.

В возрасте 4-5 лет формирование начальных представлений о себе у детей, так же как произвольные поведения, только складывается и для изучения оно доступно ограниченно, поскольку рефлексивная возможность ребенка минимальна. Но, в то же время образ физического «Я», половозрастная идентификация, а также представление о себе в прошлом и в будущем (психологическое время личности) сформированы у большинства нормально развивающихся детей 4-5 лет.

Поведение детей в большей мере регулируется взрослыми людьми, но в то же время становятся очевидными возможности их самостоятельных регуляций. Значительная часть детей 4-5лет обнаруживает признаки личностной готовности к школьному обучению, значимым аспектом которой являются возможности децентрации - понимание и учет позиции других. Последнее становится возможным только при достаточном уровне в развитии необходимого элемента представления о себе у ребенка 4-5 лет [19].

Таким образом, формирование начальных представлений о себе у ребенка 4-5 лет является ключевым этапом личностного развития, а также, играет важную роль в развитии ребенка как личности. 

Влияние взрослых на формирование начальных представлений о себе у детей 4-5 лет

Эффективность влияния взрослых людей на формирование самооценки детей определяется в значительной степени уровнем их педагогического мастерства. 

Как отмечает Т.И. Бабаева: «Относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлениями и стилем воспитательных работ, глубоким знанием педагога как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальной особенности и возможности детей» [3].

П.П. Логинова указывает: «Развитие представления о себе является сложным психическим процессом, сущность которого заключается в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов» [7].

В настоящее время в отечественной психологии еще нет единого мнения о начальных моментах и критериях появления представлений о себе в онтогенезе. Самосознание возникает в период, когда дети начинают выделять себя в качестве субъектов своего действия. Однако граница данного периода весьма неопределенна, в связи с этим, окончательные решения этих вопросов на данном этапе исследования проблемы развития представления о себе еще невозможны.

Г.М. Кождаспирова указывает: «Несовершенная форма представления о себе появляется у детей уже в первые годы их жизни. Эта форма обусловлена определенными степенями взаимоотношения с внешним миром и соответствующим моментом в физическом и психическом развитии. Вначале выделяются физические «Я» детей, в основе которых лежат отражения ими их физического качества и возможности, особенности тела» [9].

Развитие и изменения «Я» совершаются непрерывно вместе с физическими и психическими нюансами развития личности. «Я» детей, «Я» взрослых людей, «Я» в старости имеют разную содержательную характеристику. Даже для одного и того же возрастного периода личности «Я» в зависимости от особенности переживания, от эмоционального фона всех состояний личности бывает неодинаковым.

Изменчивость и лабильность «Я» вовсе не означает наличия у личности нескольких «Я». Дело в том, что не все в структуре «Я» одинаково подвергается изменению, больше всего меняются те часть, которые не связаны с сущностной особенностью личности. Но и последняя в свою очередь в течение жизни личности находится в состоянии постоянных уточнений, углублений, обогащений, вместе с тем она сохраняет известную тождественность, которая создает индивидуальность личности, ее неповторимость.

Наибольшее влияние на формирование самооценки ребенка оказывают родители. Представления о том, какими должны быть дети (родительский образ ребенка), формируются еще до рождения малыша и определяют стили взаимоотношений в семье. 

Обобщив и проанализировав свой опыт работы в психологической консультации выделяют следующие стили взаимоотношений «родитель-ребенок» :

  1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности.
  2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.
  3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.
  4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая.

Указанная проблема была проанализирована, выделили четыре типа родительского отношения:

  1. Принимающее – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
  2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
  3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
  4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. 

Отметим то, что в процессе формирования представлений детей относительно собственной личности важное значение играет именно мнение окружающих, то есть то, как оценивают другие особенности детей.

В первую очередь для детей важное значение имеет мнение родителей, а затем важно мнение воспитателей, педагогов, иных родственников, находящихся в контакте с детьми. 

В процессе анализа мнения окружающих о собственной личности происходит становление у детей системы ценностных ориентиров, дальнейших планов, а так же в общем формируется образ, на который они ориентируются в процессе анализа собственной личности.

Учитывая, что у детей также формируется собственная оценка собственной личности, то выделим, что если собственная оценка и мнение окружающих совпадают, то у ребенка происходит становление положительного самовосприятия образа «Я», при этом, если мнение расходится, то ребенок может формировать неверное представление о собственной личности, что способствует потере индивидуальности.

Необходимо отметить, что мнение взрослых не всегда должно быть исключительно положительным, поскольку важна и критика в адрес ребенка, чтобы скорректировать проблемные аспекты поведения, тем самым способствуя формированию объективной самооценки детей [2].

Акцентируем внимание и на том, что в процессе формирования представлений детей о собственной личности актуальное значение имеет и мнение других детей. В процессе совместной деятельности у детей складывается мнение друг о друге, что приводит к анализу собственного поведения дошкольников. 

Чтобы дети могли правильно и объективно оценивать себя и свои особенности, необходимо, чтобы они научились оценивать и других, чтобы уметь сопоставлять свои особенности и особенности других с целью объективизации образа «Я».

В процессе формирования представлений о личности детей важна роль взрослых, поскольку они:

  1. Ориентируют внимание детей на особенности их поведения.
  2. Помогают детям осознать собственные ошибки и скорректировать их.
  3. Способствуют созданию условий, необходимых для формирования представлений у детей относительно собственного образа.

Таким образом, влияние взрослых на формирование начальных представлений о себе у детей 4-5 лет осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Как развить представления о себе у детей 4-5 лет, а также способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия:

  • оптимизация отношений между родителем и ребенком: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем - требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых;
  • оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников;
  • расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе;
  • развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится [11].

Таким образом, формирование начальных представлений о себе у детей 4-5 лет, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей формирования начальных представлений о себе у детей 4-5 лет трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Развитие самооценки у детей 4-5 лет

В рамках современного образования, опираясь на концепцию его модернизации, необходимо отметить, что особое значение имеет формирование личности ребенка с позиции социальной активности, нравственности, что в целом положительно сказывается на процессе развития и социализации в целом. 

С позиции В.С. Сластенина, полноценное развитие детей во многом зависит от уровня самооценки, которая, в свою очередь, рассматривается как составная и неотъемлемая часть развития личности ребенка [17].

Самооценка непосредственно отражается на формировании стиля поведения, а также общей жизнедеятельности человека, то есть самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом. 

По мнению. А.И. Липкиной, самооценка: «Оценивание личностью самого себя, своих возможностей, а также своего места среди других людей» [12].

Необходимо отметить, что позиции авторов сходятся в том, что для них самооценка выступает в роли фактора, влияющего на развитие личности каждого отдельного человека.

Для детей 4-5 лет самооценки очень важна. Это связано с тем, что она выступает ядром индивидуальности личности ребенка, а также определяет уровень притязания. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке.

Г.М. Кождаспирова в своей работе отмечает: «Уровень притязаний, рассматривается как уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой» [9].

В возрасте 4-5 лет оценка и самооценка носят черты эмоционального характера. Из окружающих взрослых наиболее яркие положительные оценки получает тот из них, к которому ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Ребенок чаще подвергает оценке внутренний мир окружающих взрослых людей, дает ему более глубокие и дифференцированные оценки.

Сравнения самооценки детей  разного рода деятельности, показывают неодинаковые степени их объективности («переоценки», «адекватные оценки», «недооценки»).Правильность детских самооценок в значительной мере определяет специфика деятельности, наглядность ее результата, знания своего умения и опыт оценки такого умения, степень усвоений истинного критерия оценки в данных областях, уровень притязаний детей в той или иной деятельности.

Так детям легче дать адекватную самооценку выполненных ими рисунков на конкретную тему, нежели верно оценивать свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус и положение детей в группе также влияют на самооценку. Так, например, тенденция к переоценке чаще обнаруживается «непопулярного» ребенка, чей авторитет в группе является невысоким; недооценке - «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее [13].

У детей 4-5 лет процесс формирования и развития самооценки во многом зависит от того, какой уровень притязаний родители формируют у детей, особенно это касается деятельности. Именно от семейного воспитания ребенка в первую очередь зависит, как дети будут воспринимать себя, проявлять отношение к неудачам и успеху, при этом адекватно реагировать на оценку их действий со стороны окружающих. 

Учитывая, что дети большую часть времени проводят в образовательном заведении, то непосредственно на процесс формирования самооценки влияет и специфика учебно-воспитательной деятельности, поэтому дети в этом возрасте уже сами начинают разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. Происходит постепенное формирование определенного уровня притязаний, который носит устойчивый характер, что указывает на особенности самооценки детей 4-5 лет. 

По мнению Г.М. Кождаспировой, самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека, при этом важно, чтобы у детей самооценка была на адекватном уроне. Это позволит ребенку объективно оценивать себя, свое положение, а главное правильно реагировать на решение трудностей, а также мнение со стороны окружающих людей [9].

В рамках семейного воспитания дети, у которых проявляется завышенная самооценка, воспитываются как кумиры, поэтому у детей формируется неправильное представление об их роли в обществе; дети с заниженной самооценкой  пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям, поэтому это пагубно сказывается на процессе развития личности ребенка, что в дальнейшем отражается на послушании, успеваемости.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка детей 4-5 лет динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. 

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми [16].

Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребенок склонен сохранять ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой. Поэтому необходимо направлять усилия на формирование адекватной самооценки у детей.

Таким образом, формирование начальных представлений о себе у детей 4-5 лет находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. 

Самооценка рассматривается как самосознание личности, возможность анализировать себя и свои поступки. Самооценка у детей 4-5 лет непостоянна, то есть ее изменение во многом зависит от внешних факторов, а именно от семейного воспитания и роли педагогов. 

У детей выделяются все виды самооценки, при этом необходимо обращать внимание на формирование адекватной самооценки, поскольку в этом возрасте нужно развивать у детей объективное оценивание себя, своего поведения, а также учить правильно реагировать на мнение окружающих и ошибки.

Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2–х т. Т.1. М.: Педагогика, 2015. 232 с.
  2. Артамонова О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2016. №4. С.30–32.
  3. Бабаева Т.И. Дошкольники на пороге XXI века // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С.3–6.
  4. Белобыкина О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2011. 203 с.
  5. Бодунов М.В. Структура формально–динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 2016. №5. С. 129.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2004. 274 с.
  7. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. М.: Просвещение, 2015. 456 с
  8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: методическое пособие / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. М.: Сфера, 2015. 212 с.
  9. Кождаспирова Г.М. Педагогика. М.: Владос, 2003. 128 с
  10. Коломийченко Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2014. №5. С. 32.
  11. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 160 с.
  12. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.
  13. Люблинска А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 2014. 378 с.
  14. Мустафина B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: автореф. … канд. пед. наук. М., 2016. 23 с.
  15. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей. М.: Российское психологическое общество, 2014. 85 с. 
  16. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж. М.: Просвещение, 2016. 176 с.
  17. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. М.: Академия, 2004. 344 с
  18. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 2016. 178 с.
  19. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 2015. 742 с.