Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем педагог-психолог может помочь выпускнику и родителю?

Михайлова Ирина Владимировна

Педагог-психолог, МКОУ "Мостовская СОШ", г. Курган

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Михайлова И.В. Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ: чем педагог-психолог может помочь выпускнику и родителю? // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 393425


 

Описание педагогического опыта

1. Информационный блок

1.1. Обоснование актуальности и перспективность опыта

Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда оканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое. 

В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).

Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения. Но, видимо, этого мало, поскольку ЕГЭ и ОГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов. 

Нововведения в системе общеобразовательных учреждений предъявляют высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов.

На официальном сайте Министерства образования, посвященном ОГЭ и ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д. Все эти документы носят общий инструктивный характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников.

При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

1.2. Условия формирования ведущей идеи опыта

С моей точки зрения, как педагога-психолога, процедура прохождения ЕГЭ и ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Для полного видения картины готовности выпускников 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ я провожу анкету «Готовность к экзаменам» на начало года и перед экзаменами (Приложение 1) [4].

Цель: оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников (сохранение психологического здоровья).

Использована анкета Чибисовой М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ.

Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к экзаменам глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как: 

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент);
  • уровень тревоги (личностный компонент);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов (Приложение 1.1).

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам:

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 39% (низкий уровень) до 63% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 50% (высокий уровень) на 15% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 90% (низкий уровень) на 95% (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.2):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 60% (низкого уровня) до 100% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 100% (высокого уровня) до 20% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 40% (низкого уровня до 100% (высокого уровня).

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций. 

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2016 г. – апрель 2017 г.

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.3):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 72% (низкий уровень) до 58% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 71 % (высокий уровень) на 21% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 29 % (низкий уровень) на 21 % (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.4):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 57% (низкого уровня) до 71% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 71% (высокого уровня) до 14% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 57 % (низкого уровня до 85% (высокого уровня).

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций. 

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – с 47% (низкий уровень) до 82% (высокий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – с 78 % (высокий уровень) на 17% (низкий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – с 50 %(низкий уровень) на 82 % (высокий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.5):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 73% (низкого уровня) до 81% (высокого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 73% (высокого уровня) до 9% (низкого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 37 % (низкого уровня до 100% (высокого уровня)

Положительная динамика обусловлена (по данным опроса выпускников) овладением практическими навыками освоения процедуры проведения экзамена, психологической подготовленностью родителей, самих учащихся в результате психологических занятий и индивидуальных консультаций. 

Анализ данных. Время проведения – ноябрь 2018 г. 

Получены следующие данные по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов.

Вывод: Данные анкетирования 9 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.6):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) – 39% (низкий уровень);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – 64 % (высокий уровень);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) – 67 % (низкий уровень).

Вывод: Данные анкетирования 11 класса свидетельствуют о положительной динамике по следующим параметрам (Приложение 1.7):

  • способность к самоорганизации (познавательный компонент) с 50% (низкого уровня);
  • уровень тревоги (личностный компонент) – со 63% (высокого уровня);
  • знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент) с 25 % (низкого уровня).

Динамику будет видно, когда проведем повторное анкетирование в апреле 2019 года.

Таким образом после проведения психологических занятий по программам» Радуга настроения» и «Мой мир», данные свидетельствуют о положительной динамике по обозначенным параметрам психологической готовности выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Полученные данные доведены до сведения учителей, работающих в 9-11 классах (совещание педагогического коллектива). 

Проведено индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики (выявление запроса на помощь и поддержку).

Систематически оформлялся информационный стенд в холле школы, стенды в классных комнатах (темы: «Формулы самовнушения», «Экзаменационная диета» и т.д.). На них размещались рекомендации, советы по психологической поддержке родителей, выпускников в период подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ. Информация также размещалась на сайте школы.

По результатам тестирования, проведенного на выпускниках нашей школы, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе (стресс незнакомой ситуации, стресс ответственности перед родителями и школой).

Таким образом, я условно выделила три группы трудностей ОГЭ и ЕГЭ для наших учащихся:

  • познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ОГЭ и ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе);
  • личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
  • процессуальные – связанные с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.

2. Описание технологии опыта

2.1. Целеполагание опыта

В связи с обозначенными проблемами мною составлен План «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ» (Приложение 2).

План включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
  3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
  4. Профилактическая работа.
  5. Организационно-методическая работа.

По данному плану разработаны программы «Радуга настроения» для 11 класса и «Мой мир» для 9 класса (Приложение 3, 4).

Цель работы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-х классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Из основной цели вытекают задачи:

  1. Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ у учащихся.
  2. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ.
  3. Создать необходимый психологический настрой у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

2.2. Организация деятельности 

Я считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников.

Занятия я провожу ежегодно для учащихся – 9, 11 классов во втором полугодии в групповой и индивидуальной форме. На своих занятиях я использую разные методы и приемы: беседы, тренинговые занятия, игры, упражнения. Мои занятия имеют теоретическую и практическую направленность.

Кроме запланированных мною групповых занятий, провожу индивидуальные занятия по запросу учащихся с элементами тренинга по темам:

  • «Психологические «мелочи» при подготовке и сдаче экзаменов»;
  • «Способы преодоления тревожности – урегулирование эмоционального состояния»;
  • «Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность»;
  • «Как работать по инструкции»;
  • «Способы снятия эмоционального напряжения»;
  • «Способы развития и стимулирования внимания, памяти»;
  • «Самовнушение, релаксация»;
  • «Организация питания в экзаменационный период».

Например, практикум «Как организовать свое время?» включает в себя составление плана подготовки к экзаменам на два месяца и распределение нагрузки в течение недели. Учащиеся заполняют таблицу по дням недели и разделам «утро, день, вечер». На каждый день записывают, какой предмет, в какое время и в какой форме (курсы, консультация или самоподготовка) готовиться. Такая форма работы помогает учащимся организовать свою деятельность, спланировать занятия, снизить нагрузки, распределить подготовку к экзаменам и подготовку домашних заданий, выделить время отдыха.

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата Психологическая поддержка во время подготовки к важному этапу в жизни ребенка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах старшеклассника с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах (Приложение 5).

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. Для родителей я разработала практические советы, тренинги: «Сдаем экзамены. Психологическая помощь и поддержка (режим питания, режим дня выпускника, эффективные способы работы с информацией, овладение способами снятия тревожности, стресса; родительская поддержка и др.)» 

Для просвещения родителей выпускников провожу родительские собрания, на которых предлагаю рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и, даже после, экзаменов, выдаю советы и рекомендации в виде буклетов «Психологи рекомендуют» (Приложение 6).

Мною разработаны рекомендации классным руководителям, учителям – предметникам (на педагогическом совете, совещании педагогического коллектива («Психологические особенности подростков. Риски и проблемы»), «Психологические «мелочи» при подготовке к экзаменам») – по использованию индивидуального подхода к учащимся 9, 11 классов в период подготовки и проведения экзаменов (Приложение 7).

В период подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ с целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года организована работа консультационного пункта:

  • консультирование учащихся – в течение рабочего дня – до 15.00 (по договоренности с учащимся, по запросу);
  • консультации для родителей – среда с 03.00 – 15.00 час (другое время по договоренности) (Приложение 8).

Вывод по проведенной работе

  1. С целью оказания психологической помощи и поддержки учащимся 9, 11 классов, родителям в течение учебного года продолжить работу консультационного пункта;
  2. На занятиях курса «Радуга настроения» 11 класса и « Мой мир» для 9 класса использовать тренировочные упражнения по правильному выполнению инструкции; психологические приемы работы с информацией (как лучше отбирать, запоминать, сохранять в памяти и т.д.), отрабатывать следующие психотехники: как справиться с волнением, как правильно презентовать себя и свой ответ (на практических заданиях). Включать элементы занятий по психологической поддержке (конструирование ситуаций, приближенных к экзамену: «Вы накануне экзамена, во время экзамена, после экзамена»).
  3. Продолжить работу по программе «Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи ОГЭ, ЕГЭ»;
  4. Систематически готовить сообщения для учителей, классных руководителей по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 9,11 классов в период подготовки и проведения экзаменов. 

 

Литература:

  1. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008.
  2. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников // Школьный психолог. 2008. № 9.
  3. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации: методические рекомендации / автор-составитель: Боброва И.А. Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО.
  4. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями // Психолог в школе. М.: Генезис, 2008.