Роль использования фольклора в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Бабаян Наталья Фёдоровна
Гаина Татьяна Петровна

Учитель-логопед, МДОУ "Рыбницкий детский сад №18 комбинированного вида", Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика
Музыкальный руководитель, МДОУ "Рыбницкий детский сад №18 комбинированного вида", Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бабаян Н.Ф., Гаина Т.П. Роль использования фольклора в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 380979


ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье "Роль использования фольклора в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"


 

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие [9].

В современном дошкольном образовании, речевое развитие рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. (Сноска: см.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989). Психологи и специалисты коррекционного образования (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.) отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, сегодня родители в силу непростых социальных условий, своей занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. 

В основе развития речи лежит – звукопроизношение. Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной [9]. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы.  В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.  Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и др.) и педагоги, родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить запас слов, научить произносить все звуки. Этому способствует активное применение фольклора.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. И детям, и взрослым хорошо известны скороговорки, считалки и прочая «стихотворная шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся она незаменима в коррекционной работе. В нашем понимании коррекционно-образовательная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого профессионализма, творческого поиска, сочетания традиционных и нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их родителями, специалистами, обеспечивающими коррекционный процесс. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи детей [8].

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Также фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? 

Коррекционная работа при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук. В нашем ДОУ действуют логопедические группы для детей с речевыми нарушениями, чаще всего с ОНР, стертой формой дизартрии. В группах находятся дети от 4 до 7лет. Работа ведется по программам: Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; и Т.Б. Филичева, Г.В, Чиркина, Т.В, Туманова, С.А. Миронова «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». 

Вся коррекционная работа проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. В начале каждого учебного года составляется план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, используя на разных этапах коррекционной работы, разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры. Проводится совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара, учитывая изучаемые лексические темы и возраст детей. 

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми логопедической группы разных видов: 

  • занятия по развитию лексико-грамматических средств языка 
  • занятия по развитию связной речи;
  • занятия по формированию правильного звукопроизношения;
  • музыкальные занятия и логоритмические занятия.

Всеми участниками коррекционной работы, фольклорные произведения используются на разных этапах образовательной деятельности:

  • в организационном моменте (при введении детей в тему занятия);
  • в основной части (при изучении темы);
  • во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; артикуляционной гимнастики;
  • в работе по формированию правильного звукопроизношения; 

 а также в разных видах деятельности:

  • при организации и проведении режимных моментов;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в приобщении детей к национальной культуре;
  • в беседах и наблюдениях;
  • в подвижных играх и развлечениях;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в театрализованной деятельности;

Для дошкольников среднего возраста с нарушениями речи доступными являются «малые фольклорные формы» такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам; детей 6–7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок – перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Особую значимость они имеют в первые дни нахождения малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку.

Устное народное творчество необходимо для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух слова и фонемы. Например: логопедическая игра «Пой со мной!» (см. приложение). А начинаем работу с артикуляционных упражнений и пальчиковых игр. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик-дедушка», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Логопедом проводится работа по обучению детей артикуляционным упражнениям и играм, воспитателем закрепляются навыки выполнения, а на музыкальных занятиях выполняются упражнения под музыку, тем самым способствуя повышения уровня развития моторики и музыкального развития. Например: Упражнение «Улыбка»; пальчиковая речевая игра «Здравствуйте». (см. приложение); «Упражнения на интонирование» Цель: научить произносить слова и фразы с различными интонациями (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Логопедом используются упражнения на развитие интонационной стороны речи: в упражнении «узнай по интонации» дети произносят с определенной интонацией междометия «Ах», «Ох», «Эх», «Ай», отгадывают настроения. На музыкальных занятиях происходит формирование правильного звукообразования и связанное с ним такое качество звука, как напевность. Под руководством музыкального руководителя дети поют песни с выражением грусти, радости, удивления, используя игровые и танцевальные импровизации. Например: прослушивая русскую народную песню «В сыром бору тропина», в обработке С. Бодренкова, дети придумывают движения, соответствующие характеру музыки. Формированию напевности способствует так же исполнение русских народных песен «А я по  лугу», «Я на горку шла», и др. 

Особое место в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, имеют логоритмические занятия, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения и являются одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры слова. Большим интересом у детей пользуются звуко-речевые игры, которые помимо того, что дети произносят предложения, звукоподражания интонируют по-разному, модулируя голосом. Они особо значимы на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Например: «Ленивый жук», «Жук», «Веселый оркестр» (см. приложение).

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. По силе эстетического воздействия на ребят, по своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. «Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в этих неувядаемых произведениях», - писал основоположник теории детского фольклора Г.С. Виноградов [6].

 Главная особенность считалки – четкий ритм. Например: 

«Шалуны - балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода — из народа,

Выходи из хоровода.

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!»

Одним из активно используемых и широко распространенных жанров устного народного творчества являются поговорки и пословицы – народные педагогические миниатюры. Используя, пословицы и поговорки на занятиях и в повседневной жизни активизируется речь ребёнка, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Их можно подобрать почти к любой житейской ситуации [5]. В нашей совместной с музыкальным руководителем и воспитателем работе, мы учим детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, обыгрывание пословиц. Объясняли детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби..). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Анализировали с детьми выражения типа «Водить за нос», «Нос повесить». После делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. (С давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, завязывали узелок на платочке на память. Теперь так уже не делают, а пословица «Сказать – узлом завязать» осталась. Анализируя с детьми ее смысл, дети сделали вывод, что раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово.) Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Важным условием развития речи детей, а в особенности детей с ОНР является обогащение словаря. Этому способствует использование в работе загадок. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [15, с.187]. Например:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром — нет ничего. (Звезды на небе). 

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (солнце).

Очень интересны детям загадки обманки. Их смысл заключается в том, что ответ, подходящий в рифму, не является правильным. Иногда концовка загадки может показаться нелепой и абсурдной, или совсем неожиданной. Такие загадки повышают настроение и расширяют кругозор детей, развивают фонематическое восприятие. Например: 

Как зеленое бревно,

Я в воде лежу давно,

Но не трогайте за брюшко,

Могу съесть вас! Я …(крокодил, а не лягушка)»

На занятиях и развлечениях, также активно используются заклички и приговорки. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге), животным с просьбой или требованием: Заклички произносились хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый… [2]

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого,

Только не горелого.

Актуальной задачей речевого развития детей дошкольного возраста является выработка дикции. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков в речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде [7]. В коррекционной работе с детьми с ОНР особое место имеют игры со словом – чистоговорки, шутки чистоговорки, скороговорки. В своей работе мы используем технические средства для прослушивания фольклорного материала (логопедические распевки Т.С. Овчинниковой, и логопедические распевки Е. и С. Железновы). Для лучшего восприятия чистоговорки изначально прослушиваются, а потом распеваются детьми. Чистоговорка активно используется в работе, как логопедом, так и музыкальным руководителем на этапе автоматизации поставленного звука для упражнения в скором и чистом произношении. (Жа-жа-жа-есть иголки у ежа; жу-жу-жу-я под зонтиком сижу и т. д.) Чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха, для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций (В огороде вырос жук, А над ним летает лук). Ещё одну, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора, такие как молчанки - стихотворный уговор молчать, а также голосянки – соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка, и раньше они были святочными играми. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют, прежде всего, прикладное значение. С их помощью учим детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» - «говорить, орать, петь громко, кричать нараспев») очень хорошо развивают лёгкие. Участники игры делятся на две команды. Одни должны тянуть последний звук как можно дольше, а другие стараются рассмешить и заставить перестать «голосить»: Первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, наоборот, нужно как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполняет заранее условленное задание.  Например, голосянка:

Ну, давайте-ка, ребята, 

Голосянку тянуть. 

Кто не дотянет,

Того за волосы-ы-ы-ы!

 

А вот пример современной молчанки, ставшее вполне самостоятельной игрой: 

Ехали цыгане,

Кошку потеряли,

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто слово скажет,

Тот ее и съест.

Сказки не рассказывать,

Зубки не показывать!

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Например: на логопедических занятиях «Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе», а на музыкальных занятиях - песни на убыстрении: «Мы пойдем сейчас направо, а потом пойдем налево» (игра с Дедом Морозом); «Три хлопка над головой», где дети исполняют хороводы с пением.

Среди народных стихов-потешек для детей большую группу составляют такие как небылицы, нелепицы. Это стишки, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Нелепицы развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Сказки – это вымысел, один из самых популярных и любимых детьми жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В настоящее время, сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но не утрачивает связи с фольклором. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Воспитателем на занятиях по развитию речи, на отдельных режимных моментах детям читаются сказки, анализируют их. В своей логопедической работе, в рамках взаимодействия с родителями в коррекционно-образовательном процессе, предлагаю родителям вместе с ребенком сочинить маленькую сказку о звуке или букве («На лесной полянке жила-была заячья семейка: мама, папа, четыре сыночка и лапочка дочка. Жили они дружно и весело! Пришла пора идти зайчатам в Лесную школу. Да вот беда, не умели они звук [З] произносить..») На музыкальных занятиях музыкальный руководитель задает музыкальную тему, а дети, выбирая себе роли, драматизируют, инсценируют сказку.  У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета. Дети могут придумать новую концовку. Если организована систематическая работа с детьми, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. 

Устное народное творчество – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Опыт совместной работы логопеда и музыкального руководителя показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего процесса обучения, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, обеспечивается коррекционная направленность речевого и музыкального развития дошкольников. Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет:

  • расширять детские представления об окружающем их мире и сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; 
  • обогащать словарный запас и развивать связную и диалогическую речь;
  • усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; 

Таким образом, фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997.
  2. Аникина А.Н. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1, 1991.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: развитие диалогического общения. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
  5. Будырина Т.А., Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1930.
  7. Играем и танцуем / Бекина С.И., Соболева Э.В., Комальков Ю.К., М.: Советский композитор, 1992.
  8. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3–7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2012.
  9. Ключникова О.Е. Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР // Молодой ученый. 2018. № 25. С. 302-305. URL https://moluch.ru/archive/211/51717/ 
  10. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. M.: Сфера, 2010.
  11. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей / Клезович О.В., Минск: Белорусский Дом печати, 2004. 
  12. Музыкальные игры и пляски в детском саду: пособие для музыкальных работников детского сада / Каянова Е.Е., Кондашова Л.Н., Руднева С.Д., Ленинград.: Ленинградское отделение учпедгиза, 1963.
  13. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». М.: Детство-Пресс, 2009.
  14. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2000.
  15. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1988.
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчество дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у дошкольников: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
  18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2009.

 

Электронные ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=i66lVuOLE6E
  2. https://ihappymama.ru/iq/stihi/skorogovorki-dlya-detej/ 
  3. http://www.knigidoma.com/antologii-detam/literatura-i-fantazia/folklornye-scitalki
  4. https://www.youtube.com/watch?v=jdUu27hhcLM&list=PLFB22A75A35B2E74E&index=4
  5. https://www.youtube.com/watch?v=c3Zpk6uYw0I
  6. https://mydocx.ru/3-72251.html