Веселое подводное путешествие: интегрированное логопедическое занятие с детьми с ФФНР в старшей группе

Халимова Миляуша Рашитовна

Учитель-логопед, ППМС "Семицветик", п.г.т. Богатые Сабы

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Халимова М.Р. Веселое подводное путешествие: интегрированное логопедическое занятие с детьми с ФФНР в старшей группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 379934 


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье "Веселое подводное путешествие: интегрированное логопедическое занятие с детьми с ФФНР в старшей группе"


 

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную- жизнь. Одним из основных параметров готовности ребенка к обучению в школе является сформированность коммуникативных способностей. 

Развитие словаря тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

По мнению Л.С. Выгодского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А.Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями. Образуя сложную систему. 

Цель :развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные:

  • расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
  • активизировать словарь детей, закреплять умение делить слова на слоги;
  • упражняться в счете;
  • закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;
  • учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители.

2. Коррекционные:

  • развитие зрительного восприятия детей на основе упражнений на различение, соотнесение и узнавание;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие слуховой памяти.

3. Воспитательные:

  • вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;
  • формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;
  • учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;
  • формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: мультимедийная техника, мультимедийная презентация, диск «Волшебные звуки природы», фрагмент из видеофильма «Подводный мир», рыбки красного, желтого, синего цвета, разных размеров (большие и маленькие),морские ежики, осьминоги, массажные мячи, песок, Мольберт, карта подводного мира, пластилин, коробка для оформления морского дна.

План-конспект

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети! Добрый день! Как ваше настроение? Я – капитан батискафа. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин. Я зову вас в подводное путешествие. Вы согласны?

Дети: - Да!

Физкультминутка

Логопед:- А до того я вас проверю, готовы ли вы в подводное путешествие?

Повторяем за мной.

Мы как рыбки плаваем, (плавные движения двумя руками вверх)

И под воду спустимся, (приседание)

Много всего увидим.

Никого не побоимся.

И дельфины, и морские ежики (плавные движения двумя руками вверх, скрещивание пальчиков)

Осьминоги, морские звезды (показывают восемь пальцев, ладошки отдельно)

На морях находятся везде.

Дыхательная гимнастика

Логопед: -А теперь научимся находиться под водой. Вдох через рот задержали дыхание, выдох через рот. (повторяют 3-5 раз).

Основная часть.

Логопед:- Вижу, вы готовы в подводное путешествие. На дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. (Дети группой и индивидуально повторяют слово -батискаф). Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (слайд 1)

А чтоб не заблудится определим наш маршрут. (Дети проводят фломастером по карте, которая в виде лабиринта) (слайд 2).

Сели все на батискаф, погружаемся на глубины морские. Через специальное окошко наблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир. (Фрагмент из видеофильма «Подводный мир» (слайд 3)).Смотрите, как здесь красиво. Это-кораллы. Кораллы обитают в море; они неподвижны и по виду напоминают ветви растений. Однако все же это не растения: каждая ветвь коралла – это скопление мельчайших животных. Эта маленькая рыбка с невероятно яркой окраской, на мой взгляд, является одной из самых красивых рыб, передняя часть окрашена в светящийся сине-фиолетовый цвет, затем плавный переход к желтому, задняя часть окрашена в ярко желтый цвет. Будьте осторожны, это- морская змея. Она ядовитая. Это- самая ядовитая рыба. Ее называют и рыбой-шаром, и иглобрюхом, и рыбой-собакой, и скалозубом, и рыбой-смертью. Названия эти вполне заслуженные. А ведь некоторые ее едят. Это-кальмар. Кальмары имеют обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет им двигаться с большой скоростью «хвостом» вперёд, основной способ движения – реактивный .Это-черепаха. Она живет как в воде, так и на суше. Это -медузы. В связи с тем, что медуза в основном состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Это-скат. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими. Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, чьи представители с помощью специального органа из преобразованных мышц могут парализовать добычу электрическими разрядами. Это вечно голодная акула. Как и любой хищник, акула добывает себе пищу, убивая и поедая животных. Это самое крупное на земле животное–кит. Это всегда приветливый и игривый, прекрасный, сильный и терпеливый дельфин.

Наш батискаф остановился. Познакомимся поближе с морскими обитателями. Наденем акваланги. (Дети группой и индивидуально повторяют слово-акваланг). Акваланг- аппарат для дыхания под водой. Первым нас встречает – осьминог. (слайд 4) . Почему его назвали осьминогом? 

Дети:- У осьминога восемь ног.

Логопед:- Правильно. Смотрите, этот осьминог сходил на рынок за овощами. Что он принес? Все ли в порядке?

Дети:- Помидор, огурец, капуста, тыква, перец, морковь.

Логопед:- Что лишнее? Почему?

Дети: - Яблоко. Яблоко-фрукт.

Логопед: - А овощи какие? Поможем осьминогу. (слайд 5).

Дети: - Капуста зеленая, большая, круглая, твердая, сочная, ароматная. Огурец-зеленый, овал, маленький, твердый, сочный, ароматный. Помидор- красный, маленький, круглый, мягкий, сочный.

Логопед:- Посмотрите, какие красивые ракушки и как здесь их много. (слайд 6). Давайте обойдем их, не затрагивая, они очень хрупкие. (Змейкой обходят ракушек). Посмотрите на карту, кто нас встречает? Это морской конек (Слайд 6) Он приготовил для нас угощение. Что он поставил на стол?

Дети: - Фрукты.

Логопед:- Правильно ли он их разделил?

Дети:- Да. (Деление слов на слоги). Ба-нан (два слога), а-пель-син (три слога), яб-ло-ко (три слога).

Логопед:- Нас встречает морской ежик. (слайд 8). Морские ежи любят играть. А я расскажу вам про одного морского ежа сказку.

Развития мелкой моторики пальцев.

Сказка про ежика.

В сказочном подводном царстве в маленьком уютном домике жил-был маленький морской ежик. Показать шарик в открытой ладони

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су -Джок.

Однажды ранним утром захотел ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по песку своими маленькими ножками. 

Катать шарик по ладони вперед-назад.

Долго бежал еж. И вдруг очутился около большой ямы. А через яму был переброшен тонкий мостик из камня.

Круговые движения шариком по ладони. Сначала по часовой стрелке, потом против.

Ежику стало страшно- он испугался, но желание узнать, что находится на другой стороне, все же было сильнее. И он решился!

Зажать шарик в ладошке.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик- сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый и перебрался на другую сторону.

Прокатить шарик по каждому пальцу. Начиная с большого.

А там поляна- большая, круглая, красивая из кораллов.

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо голубые, синие, белые, серебристо –перламутровые, красные, розовые кораллы, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цвета.

Решил собрать еж красивый букет из кораллов. Какой огромный букет получился! Обрадовался ежик и отправился в обратный путь.

Круговые движения шариком по ладони.

Обошел круглую полянку, ступил на мостик- один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый… и он на своей стороне!

Прокатывать шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж – сначала по дороге и добрался до своего домика! Поставил букет кораллов на круглый стол.

Катать шарик по ладони вперед-назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке. А теперь тихонько положим их на свои места. На море живут много разных рыб. (слайд 9). Рыба- бабочка, рыба-клоун, рыба-единорог, рыба-матрос, рыба- мяч. А как вы думаете, зачем их так назвали?

Дети:- Их окраска похожа на их нее название.

Логопед:- Смотрите, сколько еще рыб. (Слайд 10). Сколько их?

Дети:- Всего десять рыб.

Логопед:- Больших рыб сколько?

Дети:- Одна большая рыба.

Логопед:- Какие рыбы внизу?

Дети:- Внизу белая, желтая, красная рыба.

Логопед:- Направо плывут какие рыбы?

Дети:- Направо плывут желтые, красные рыбки.

Название слов- признаков предметов. Слова «Наоборот».

Логопед:- Правильно. Теперь будем придумывать слова наоборот. Итак, начали:

Логопед:- Рыба уродливая, страшная.

Дети:- Красивая.

Логопед:- Огромная, громадная.

Дети:- Маленькая, крошечная.

Логопед: -Быстрая, стремительная.

Дети:- Медлительная.

Логопед:- Тихая, спокойная.

Дети :-Игривая, резвая, шустрая.

Логопед: -Блеклая, невзрачная.

Дети:- Яркая.

Логопед:- Одноцветная.

Дети: -Разноцветная.

Логопед: - Посмотрим на карту, кто нас дальше ждет? 

Дети:- Морская звезда.(слайд 11).

Логопед: - Она хитрая спрятала в себе цифру. Какое?

Дети:- Цифру пять. У нее пять лучей.

Логопед:- У морской звезды сломались игрушки надо их починить. Встаньте вчетвером и соберите по цветам звездочки.

Сюрпризный момент.

Звуки с криками дельфинов. Таинственный голос за кадром. (слайд 12).

-Здравствуйте, гости дорогие! Я давно наблюдаю за вами. Вы были воспитанными, и потому дам волшебный сундучок. Домой придете откроете.

Логопед:- Спасибо тебе, дельфин. Нам пора уже возвращаться в детский сад. Заняли все на свои места. А вот и приехали. Давайте вспомним, что есть на морском дне? Песок, камни, ракушки, водоросли. Вот я и предлагаю вам оформить вот эту коробку, под морское дно. (слайд 13). Хотите попробовать сделать из пластилина рыбок, морских звезд, осьминогов? Так давайте сделаем морских обитателей. Кого бы вы хотели сделать? (Спросить каждого ребенка). Морскую звезду можно сделать обычным способом, раскатать комочек пластилин в шар, сплющить между ладоней и вытянуть в стороны пять лучей. А теперь положим их в наш аквариум. На дно посыпим песок, а вы возьмите камни, ракушки и разложите, там, где хотите по дну коробки. Давайте их тоже сюда поместим.

Логопед: Чуть не забыла про сундучок. Есть надпись «Тот, кто отгадает мои загадки и скажет волшебные слова- получит гостинцы моря».

Загадки.

В водах прибрежных по дну ходят многие

Эти животные головоногие,

Щупалец восемь у них вместо ног,

Люди моллюска зовут (Осьминог).

Папа прячет детвору

В сумке словно кенгуру.

Детвора сидит в брюшке

В удивительном мешке.

Папа скачет весь денёк

Это кто? (Морской Конёк)

Я живу под мостиком

И виляю хвостиком

По земле не хожу

Рот есть, но не говорю

Глаза есть, не моргаю

Крылья есть, не летаю. (Рыбка)

Глубоко на дне она 

Словно на небе видна. 

Но не светит и не греет, 

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан.

(Кит)

Волшебные слова.

Сук-зук, тук-дук,

Открывается сундук.

сундучке находятся угощенья, раздается детям).

Логопед:- До свидания ребята, очень рад был с вами познакомиться. Мне было приятно с вами заниматься. До свидания!