На помощь Весне: итоговое мероприятие по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста в форме квест-игры

Денисова Елена Владиславовна

Воспитатель, ОДО "Коробицынская СОШ" п.Коробицыно, Ленинградская область, Выборгский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Денисова Е.В. На помощь Весне: итоговое мероприятие по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста в форме квест-игры // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 319187


 

Цель: создать атмосферу праздника; настроить детей на радость работать вместе, сообща.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и систематизировать представления детей о весне.
  2. Способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их.

Развивающие:

  1. Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления.
  2. Развитие речевой активности,  обогащение словаря.

Воспитательные:

  1. Формирование умения работать в коллективе.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-7 лет

Методические приёмы: мотивация, игровая ситуация, использование наглядности, речевые игры.

 

Ход квеста:

У воспитателя звонит телефон, он включает его на громкую связь.

По телефону сообщают:

«Внимание, внимание! К нам в детский сад спешила весна, но слуги зимы похитили и спрятали ее. Ребята вы можете ее спасти? 

Тогда вам нужно взять карту, она находится в раздевалке и следуя по карте выполнить 8 заданий. Если вы справитесь с заданиями, то после выполнения последнего задания будет сказано, где ее спрятали. Готовы? Тогда вперед! Удачи вам!»

(На карте по стрелкам указан путь от 1 до 8 задания. Все задания расположены по всему детскому саду)

 

Первое задание в соседней группе «Растишки».

Времена года. Весна.

Дидактическая задача. Развивать память, сообразительность, внимание детей.

Материал: Картинки с изображением разных времен года.

Игровое действие. Нахождение, объяснение.

Ход задания. В задании предлагается из всех картинок, выбрать только картинки с временем года «весна».

 

Второе задание в кабинете завхоза.

«Подбери действие»

Дидактическая задача. Учить подбирать слова действия к предметам и явлениям. Развивать внимание, память, речь детей.

Материал. Предметные картинки с изображением солнца, ежа, ручейка, лужи, почек, листочков, сосулек, птиц, цветов, снега, кораблика, медведя.

Игровое действие. Называние.

Ход задания.

В задании предлагается детям подобрать слова действия к показанным картинкам.

Солнце пригревает.

Ежи просыпаются.

Ручеек бежит, журчит.

Лужи появляются.

Почки набухают.

Листочки появляются.

Кораблик плывет.

Снег тает.

Сосульки тают.

Птицы прилетают.

Цветы распускаются.

Медведь просыпается.

 

Третье задание в кабинете старшего воспитателя.

«Составь рассказ по схемам»

Дидактическая задача. Учить детей составлять рассказ по схеме.

Развивать речь детей.

Материал. Карточки схемы.

Игровое действие. Составление.

Ход задания. 

В задании детям предлагается составить рассказ о весне.

Рассказ.

Весной дни становятся длиннее.  Пригревает  теплое  солнышко. Набухают почки и появляются листочки. Зеленеет травка. Распускаются цветы. Прилетают из теплых  стран птицы. В лесу деревья покрываются листвой. Мы рады приходу весны!

 

Четвертое задание в музыкальном зале.

«Назови родственные слова»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать родственные слова.

Материал. Схемы (капель, солнце, птица).

Игровое действие: называние.

Ход задания.

В задании предлагается детям рассмотреть схемы. Подобрать  к слову родственные слова.

 

Пятое задание в игровой комнате.

«Путаница»

Дидактическая задача. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь детей.

Материал. Парные картинки (подснежник-ромашка, санки-кораблик, снеговик-проталины, ветка с почками-ветка с желтыми листьями¸ сапожки-туфли, снег-дождь)

Игровое действие. Отгадывание, исправление, описание.

Ход здания.

В задании детям предлагается рассмотреть карточки с картинками и сказать, чего не бывает весной.

 

Шестое задание в группе раннего возраста.

«Назови ласково»

Дидактическая задача. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Материал.

Солнце-солнышко,

Лужа- лужица

Дождь —

Луг —

Цветок — 

Земля —

Облако — 

Роща —

Птица —  

Вода —

Птенец — 

Дерево —

Жук — 

Ветка —

Гнездо —

Капля —

Трава —  

Росток — 

Лист — 

Ручей —

 

Игровое действие. Называние.

Ход здания.

В задании детям предлагается по образцу взрослого образовать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

Седьмое задание в группе «Солнышко»

«Отгадывание загадок о весне. 

Дидактическая задача. Развивать логическое  мышление, речь детей.

Материал. Загадки о весне.

Игровое действие. Отгадывание.

Ход здания.

В задании детям предлагается отгадать загадки о весне. 

Загадки.

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

 

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

 

Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем... (ледоход)

 

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит... (капель)

 

В теплый день из-подо льда

Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей

Этот озорной... (ручей)

 

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в... (ручей)

 

Белоснежною горой

Во дворе стоял зимой.

Где он был, теперь потоп

Стал водицею... (сугроб)

 

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе... (облака)

 

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется... (трава)

 

Высоко за облаками

«Поле» синее над нами.

Не растят на поле хлеба.

Как оно зовется? (Небо)

 

Понавесили корзины

На березы и осины.

Каждая корзинка — дом,

А зовется он... (гнездом)

 

Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

 

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему... (скворечник)

 

Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (скворечник)

 

Восьмое задание в физкультурном зале.

Приметы весны для создания интеллект-карты «Весна»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о приметах весны. Развивать воображение, внимание, память, речь детей.

Материал. Ватман на котором в середине написано «ВЕСНА», клей, кисточки, клеенки, тряпочки, схемы с приметами весны.

Ход задания.

В задании детям нужно назвать приметы весны и наклеить их на ватман по разделам (звери, природа, птицы, люди, труд людей весной).

Весной солнечных дней становится больше.

Солнце лучше пригревает землю.

Начинают таять сосульки.

Звенит капель.

Появляются лужи.

Бегут ручейки.

Дети пускают в ручейках кораблики.

Прилетают из теплых краев птицы.

Люди строят скворечники для птиц.

На ветках появляются почки с листочками.

Зеленеет трава.

Распускаются первые весенние цветы.

Выползают из своих укрытий насекомые.

Просыпаются после зимней спячки животные.

Поменяли свои шубки зайцы и белочки.

Люди начинают весенние работы в огороде.

Люди одевают легкие куртки и резиновые сапоги.

 

После выполнения последнего задания:

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, посмотрите тут в последнем задании написано, что весна находится в кабинете логопеда (дети с воспитателем идут к кабинету логопеда, там находят весну и освобождают ее, она благодарит и дает всем угощение).

 

Литература:

  1. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. М.: Педагогическое общество России, 2015.
  2. Ваш домовёнок. URL: https://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/detskie-zagadki/zagadki-o-vesne-s-otvetami-dlja-detei.html