Баринова Ангелина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 6, г. Павлово, Нижегородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баринова А.Н. Педагогическая диагностика в образовательном процессе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 09.01.2025).
Заказ № 318783
ПРИЛОЖЕНИЕ: Примеры диагностических заданий
Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением Стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения.
В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.
Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.
В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий.
В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков (Приложение 1).
Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков ставят задачу:
Пример диагностических заданий, выявляющих продуктивный уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков (Приложение 2).
Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.
На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий:
Примеры из педагогической диагностики (Приложение 3).
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.
Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.
Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки (Приложение 4).
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.
Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии.
Примеры из педагогической диагностики по русскому языку 2-3 класс (Приложение 5).
Педагогическая диагностика строится по следующим этапам:
Стартовый этап диагностики
Цель:
В 1 классе – определить учебные возможности ребенка, возможности в усвоении программных требований, готовность его к обучению в школе.
Организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».
Во 2-4 классах–- сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года, отражаемые педагогом в сводных технологических картах и выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.
2 этап – (конец каждой четверти)
Промежуточная диагностика
Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, оказание ему целенаправленной помощи. И наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.
Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты результаты которых фиксируются в технологических картах.
3 этап – (конец апреля – май)
Итоговая диагностика
Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.
Формы проведения: контрольные работы, тесты.
Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений»
Итак, педагогическая диагностика позволяет определить:
Литература: