Влияние игры и игровых приемов в воспитании правильного произношения и выразительности речи младших дошкольников

Суркова Елена Алексеевна

Воспитатель, МКДОУ детский сад №3 "Елочка", р.п. Базарный Сызган

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Суркова Е.А. Влияние игры и игровых приемов в воспитании правильного произношения и выразительности речи младших дошкольников // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 318231


 

В окружении каждого ребенка можно заметить множество самых разнообразных звуков: музыка, пение птиц, шелест листвы, завывание ветра, журчание воды. Однако, особым рядом стоят слова-речевые звуки. Окружающая его речь способна обеспечить необходимое для ребёнка общение со взрослым, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Внимая словам, анализируя, сопоставляя их произношение, а затем пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

В 3-4 года ребенок способен заметить некорректное, неправильное с его точки зрения произношения слов своими сверстниками. Иногда он даже пытается исправлять их, даже если сам не владеет в полной мере. Однако уже к пяти годам у ребёнка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он уже болезненно воспринимает свои недостатки произношения. Это может сказаться на его замкнутости, отказе от общения со одногруппниками, отказе от совместной деятельности со взрослыми и детьми. Он может чувствовать себя «ущербным», недостойным общества.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития мелкой моторики, речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто могут так и не достичь нужного уровня развития. Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

В предупреждении речевых отклонений у детей данного возраста особую актуальность получают игры и игровые приемы

Рассмотрим кратко какие упражнения и игровые занятия (дидактические игры, игры-инсценировки, хороводные игры, игры-сюрпризы, игры-импровизации, игры-занятия с картинками) мы проводим с детьми для развития речи

Для развития мелкой моторики следует использовать все возможные пальчиковые игры.

Регулярно, а лучше ежедневно, с дошкольниками в группе желательно проводить упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, дыхания и голоса, а также играть во всевозможные словесно-подвижные игры.

Часто ребенку бывает очень трудно выполнить какие-либо движения, упражнения на глазах у всех детей. С помощью игры же, подражая действию других детей, ребёнку легче выполнить и освоить самые разнообразные движения.

В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Нужно рассказать, объяснить детям содержание игр, их правила. Дети запоминают их слова, их значение.

Среди множества подвижных игр для малышей большое разнообразие игр с текстом, с пением. Эти игры способствуют активизации речевого общения детей.

Например, играя в игры: «Пузырь», «Зайка беленький сидит», «Заинька» приучают детей согласовывать свои движения с текстом. В играх «Мой весёлый звонкий мяч», «Лохматый пёс», «У медведя во бору» – учат детей слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова и т.д.

Все игровые упражнения ориентированы на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Помимо этого, данные упражнения помогают развивать память, чёткое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. Во время проигрывания игровой ситуации слова и движения детьми запоминаются лучше.

Ежедневная работа в данном направлении с детьми в группе даст положительный результат. Их бесконечные вопросы «Что это такое?», «Зачем?», «Почему?» будет говорить об устойчивом проявлении познавательного интереса, достаточном развитии восприятия, памяти, мышления и воображения.

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Она помогает ему преодолеть робость, застенчивость.