Роль семьи в духовном становлении человека

Васильева Любовь Иннокентьевна

Заведующий, МКДОУ детский сад "Незабудка", Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Васильева Л.И. Роль семьи в духовном становлении человека // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 314412


 

Ребёнок - всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: школьного, дошкольного, спортивной секции, дворового и т.д. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и мелких сообществ. Неизменным остаётся лишь один коллектив – самая маленькая, но очень важная общественная ячейка – семья. Это первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.

Вторая – его разносторонность. В семье ребёнок не только знакомится, но и становится прямым и действенным участником самых различных, осложненных разным комплексом эмоций и нравственных норм отношений: отношений между ним и родителя, между ним и его братьями и сестрами. Для него далеко не безразлична жизнь отца и матери, их искренность, общность или различие жизненных принципов, взглядов и интересов, не только содержание, но и все оттенки и тона разговора, языка, взглядов и жестов.

Он учится доброте, вниманию и уважению к старшим, наблюдая, как его родители относятся к родителям своим, к его дедушке и бабушке.

Он видит, как держат себя отец и мать в отношениях с соседями, гостями, близкими и далёкими родственниками, а то и вовсе не знакомыми людьми. Как ведут себя его родные в магазине, театре на улице и т.п.

Даже самый маленький ребёнок – постоянный свидетель и слушатель разговоров о не совсем понятной ещё, невиданной жизни, в которую уходят рано утром и возвращаются лишь к концу дня его папа и мама, жизни по имени «работа»

Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что проходит она не только и не столько через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно, в отличие от рассудочной памяти, ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, не справедливостях и обидах. Образование человека продолжается до глубокой старости. Воспитание чувств заканчивается преимущественно в детстве.

Станут ли они честными, прямодушными. Хватит ли у них прямоты и упорства, придёт ли к ним ясное видение высоких целей, или будут жить лишь сегодняшним днём – все это определяется не фатальными законами наследственности, а воспитанием, в первую очередь семейным.