Формирование коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры

Бачурина Наталья Сергеевна
Поминова Юлия Петровна
Касеева Алия Забировна

Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград, Красноармейский район
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград, Красноармейский район
Воспитатель, МОУ Детский сад № 295, г. Волгоград, Красноармейский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бачурина Н.С., Поминова Ю.П., Касеева А.З. Формирование коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 275886


 

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении.  Период дошкольного детства, это  очень важный отрезок  жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. И успешность этого процесса напрямую зависит от того, насколько методически грамотно педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направляют социально-коммуникативное развитие малыша. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе. В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Низкий уровень формирования коммуникативных умений как ключевой единицы коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры и коммуникативных способностей приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс социализации ребёнка через приобщение его к общепринятым нормам отношений с взрослыми и сверстниками, общекультурным традициям в семье и стране, в которой малыш живёт, за счёт комбинации разных форм общения: индивидуального, группового. 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) миссия социально-коммуникативного развития воспитанников младшего дошкольного возраста в детском саду заключается в:

  • содействии на пути усвоения нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе;
  • развитии взаимодействия и общения малыша с другими людьми вне зависимости от их возраста;
  • обеспечении базы для становления самостоятельности, в том числе и саморегуляции, целенаправленности поступков;
  • наполнении социального и чувственного интеллекта (развитие умения сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным);
  • формировании основ безопасного поведения в социуме, на природе, дома;
  • воспитании уважения к семье, коллективу и родине.

Формирование и развитие коммуникативных навыков и отношений у детей дошкольного возраста – это одна из важных проблем на современном этапе общественного развития. Такие умения детей, как слушать и уважать других, адекватно реагировать на замечания и просьбы взрослых, способность общаться и играть со сверстниками, являются неотъемлемыми элементами полноценного личностного развития ребенка, его психического здоровья. 

Дети начинают испытывать потребность в общении со сверстниками уже в раннем возрасте. В младшем школьном периоде дети впервые осознают собственное «Я», свою деятельность. Этот возраст характеризуется обогащением и усложнением эмоциональной жизни ребенка, у него возникает желание общаться и играть с другими детьми, то есть появляется стремление к взаимодействию в коллективе. Кроме того, в данном возрасте происходит закладка базисных качеств личности, начинается формирование морально-нравственных привычек, норм поведения. Преодоление кризиса трех лет ведет к дальнейшему развитию игры. Социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок выходит за круг своего семейного общения и устанавливает отношения с более широким миром взрослых и детей. По этой причине уже в 3-4-летнем возрасте важно развивать у ребенка коммуникативно-речевые умения, учить его управлять своими эмоциями, формировать способность к сопереживанию и сотрудничеству как с взрослыми, так и со сверстниками, учить становиться соучастником событий. Те дети, которые не умеют организовать общение со сверстниками, чувствуют себя уязвленными. Это может обусловить эмоциональную замкнутость, снижение самооценки, тревожность, либо, наоборот, агрессивность в поведении, а также привести к серьезным трудностям в дальнейшем обучении в школе и реализации потенциальных возможностей ребенка.

Игра в ФГОС рассматривается в качестве формы социализации детей. Игра является не развлечением, а методом вовлечения дошкольника в творческую деятельность, методом стимулирования его активности. В процессе игры ребенок вступает в такие отношения, до которых в иных условиях он еще «не дорос», например, взаимный контроль и помощь, подчинение и требовательность. Наличие подобных отношений превращает играющую группу в играющий коллектив. Тем не менее, в полной мере развивающие функции игры реализуются в том случае, если с возрастом ребенка она будет все более усложняться.

В дошкольный период у детей очень важное, можно сказать основное, место в жизни принадлежит игре, которая представляет собой преобладающий вид самостоятельной детской деятельности. Отечественные психологи и педагоги рассматривают игру как деятельность, обладающую очень большим значением для развития личности дошкольника. Игра способствует развитию действий и представлений, ориентации в человеческих взаимоотношениях, первоначальных навыков кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.). Именно через игру ребенок усваивает всю систему человеческих отношений.  В сюжетных играх разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей, выполняя действия, которые он наблюдает в повседневной жизни. Именно в игре можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит прежде всего, как носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли взрослых).

Игра может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и впечатлений. Ребенок в ходе игры сам является режиссером, придумывает содержание игры, выбирает ее участников, фантазирует относительно развития сюжета событий и финала игры. Именно самим ребенком устанавливаются правила такой игры, исполняются роли персонажей. Сюжетные игры достаточно просты для детей. В процессе таких игр ребенок проявляет свою фантазию, овладевает способами действия с предметами, усваивает последовательность игровых действий, изображая какие-то из знакомых ему по личному опыту событий, сюжетов из жизни (кормление кукол, купание, укладывание спать и т.п.). Такой вид игры способствует обучению детей свободному открытому общению, стимулирует ребенка не бояться первым вступать в диалог с сверстником, способствует формированию самостоятельности в принятии решений, а также осмысленному и точному выражению своих мыслей и вниманию к собеседнику. Ребенок учится взаимодействию со сверстниками, пробует себя в разных ролях и бытовых ситуациях, что весьма важно для его социального и коммуникативного развития. С младшими дошкольниками можно организовывать инсценировки простых, хорошо знакомых им сказок, ситуаций из жизни детского сада, разного рода бытовые ситуации. 

Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. На сколько она будет богатой и разнообразной в значительной степени зависит от нас, взрослых, окружающих малыша. Не следует забывать, что сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими деловой.

 

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 210 с. 
  2. Арушанова А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: формы организации психолого-педагогической работы // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19-26. 
  3. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 192 с. 
  4. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с. 
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 с.