Современные проблемы использования технологии проектирования в экологическом образовании старших дошкольников

Лынь Светлана Викторовна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 3 с. Никольское", Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лынь С.В. Современные проблемы использования технологии проектирования в экологическом образовании старших дошкольников // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 275539


 

Сегодня проблема экологического образования детей является весьма актуальной, что обусловлено нарастанием экологических проблем на планете в целом и состоянием теории и практики современного образования, направленного на решение задач экологического образования детей, начиная уже с самого раннего детства.

Отражение рассматриваемой проблемы мы можем найти в «Экологической доктрине Российской Федерации», в содержании которой уделяется внимание экологическому образованию, цель которого – сформировать экологическую культуру граждан страны. Что вызывает потребность в поиске содержания, педагогических способов, средств, которые обеспечивают переход нового поколения от потребительского отношения к природе к гармоничному взаимодействию с ней [7].

Прежде всего, обратимся к понятию «экологическое образование». Согласно мнению  Н.А. Рыжовой, экологическое образование является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития ребенка, который направлен на формирование его экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяются основные задачи экологического образования дошкольников. Прежде всего, следует формировать первичные представления о живой и неживой природе, воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность [3].

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных путей экологического образования детей является технология проектирования, где происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретение навыков, и накапливание опыта научных экспериментов, развитие наблюдательности, пробуждения интереса к изучению различных экологических вопросов.

В Большом Энциклопедическом словаре под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Здесь же говорится о том, что проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [1].

Технология проектирования – алгоритм (способ) деятельности по проектированию продукта, образа будущего педагогического явления (управление экологическим образованием). В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий [6].

Изучая научные исследования по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что на современном этапе развития образования не уделяется внимания применению технологии проектирования в экологическом образовании дошкольников.

Анализируя опыт других педагогов, выяснили, что существует недостаток научных исследований по технологии проектирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Так, в журнале «Педагогическое мастерство» О.Н. Строкова представила статью «Технология проектирования как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста». Автор в статье обосновал актуальность проблемы использования технологии проектирования, представил структуру исследовательской деятельности, которая включала: предмет информационного поиска, аналитическая работа над собранными фактами, корректировка первоначального направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы, оформление результатов, использование полученных результатов в практической деятельности [2]. 

Делясь своим опытом Н.М. Осадчева, указывает на актуальность создания развивающей экологической среды в ДОУ и проектной деятельности по экологической тематике. Автором отмечается, что в их структурном подразделении создана библиотека для воспитателей, воспитанников и родителей. На территории детского сада организованы экологические познавательны зоны «Теплица», «Деревеский дворик», «Лесная тропинка», «Зеленая аптека», «Наш огород», лаборатория «Знайка», «Тропа здоровья». Отмечено, что создание развивающей экологической среды на территории ДОУ, внедрение метода проектов и опытно-экспериментальной деятельности в образовательный процесс является траекторией познания, которая наиболее полно соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста и современным задачам образования [5].

 С целью определения актуальных проблем использования технологии проектирования в экологическом образовании старших дошкольников мы провели анкетирование родителей, которое было направлено на выявление их отношения к экологическому образованию детей.  Обобщая полученные результаты, делаем вывод, что родители недостаточно уделяют внимания экологическому образованию, не интересуются событиями, произошедшими в детском саду, абсолютно не заинтересованы проблемой экологического образования детей. Они не знакомы с технологией проектирования экологического образования детей старшего дошкольного возраста, не все готовы участвовать в реализации технологии проектирования в детском саду, указывая на недостаточность времени. Наиболее трудным вопросом был «Какие мероприятия вы бы могли предложить провести на экологические темы в группе (детском саду)?». На этот вопрос многие не ответили, другие отвечали – экскурсия, игры, праздники. Часть родителей отметила проведение субботников вместе с детьми, как средства ознакомления с охраной окружающей среды.

Далее было проведено анкетирование педагогов, которым предложены две анкеты. Цель первого анкетирования – выявить отношение педагогов к экологическому образованию, целью второго анкетирования было выявление отношения к проблеме технологии проектирования в практической деятельности педагогов. Согласно полученным результатам проведенного первого анкетирования педагогов, проблема экологического образования актуальна, большинство педагогов заинтересованы проблемой экологического образования дошкольников, часть из них используют в своей деятельности разные формы работы (просмотр открытого занятия, прослушивание лекции и др.), указывают на необходимость просвещения родителей в данном направлении, большинство указывают на актуальность использования практической деятельности и консультаций, часть педагогов оценивают работу ДОУ по экологическому просвещению и вовлечению родителей в процесс экологического образования детей положительно, другие – отрицательно. Представленные данные второго анкетирования свидетельствовали о владении многими педагогами технологией проектирования, трудностях при организации данного процесса, необходимости помощи со стороны коллег, отнесении педагогов к среднему уровню профессионального мастерства при осуществлении деятельности на основе технологии проектирования, значительных затруднениях в прогнозе результатов, презентации проекта, определении дальнейших методов.

Следующим шагом было проведение беседы с заведующим и старшим воспитателем, целью которой было выявление проблем в деятельности ДОУ при осуществлении технологии проектирования, а также проблем экологического образования детей дошкольного возраста.

Результаты беседы показали наличие проблем, отмеченных заведующим и старшим воспитателем ДОУ: незнание сути проектной деятельности; нехватка квалифицированных кадров; нежелание приобретать новые знания; большая доля молодых специалистов; недостаток методического сопровождения; отсутствие финансовых возможностей; нехватка материально-технического оснащения.

Решение проблем, по мнению заведующего и старшего воспитателя, заключается в мотивации педагогов к технологии проектирования и организации работы по экологическому образованию детей, посещении курсов повышения квалификации по вопросам экологического образования дошкольников и использования технологии проектирования в ДОУ, привлечении новых социальных партнеров (школы, музеи, библиотеки и др.) и др. 

Одним из показателей качества экологического образования в дошкольной организации является экологическая культура детей. Опираясь на исследования  Т.А. Марковой, отметим, что экологическая культура дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Для диагностики экологической культуры дошкольников мы использовали диагностические задания для определения уровня знаний детей о животных, растениях. Интерпретация результатов исследования осуществлялась по показателям, выделенным П.Г. Саморуковой. 

Анализ результатов исследования уровня сформированности экологической культуры дошкольников показал, что высокий уровень составил 21,3% детей, средний уровень – 46,7%, низкий уровень – 32%. Анализ ответов дошкольников выявил недостаточную осведомленность об объектах, составляющих понятие «природа», об особенностях ухода, развития и роста животных, незнание органов растений и их функций, стадий роста растений, особенности ухода за комнатными растениями, характерен недостаточный объем знаний об охране природы. 

На современном этапе основная цель экологического образования состоит не просто в формировании теоретических знаний, а определенного отношения к природе, экологического сознания и представлений. Данный процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Поэтому технология проектирования занимает важное место в процессе экологического образования дошкольников.

 

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/62617/ 
  2. Осадчева Н.М.  Опыт создания развивающей экологической среды в ДОУ и проектной деятельности по экологической тематике // Дошкольное и начальное школьное образование. 2015. №4. С. 29-36.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Рыжова Н. Наш дом – природа // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 26.
  5. Строкова О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 193-195.
  6. Технологии проектирования АИС. URL:  http://5fan.ru/wievjob.php?id=17472 
  7. Экологическая доктрина Российской Федерации. М., 2002.