Применение проектной технологии в ДОУ

Хрупова Татьяна Викторовна
Кузьмик Наталья Владимировна

Воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок», г.о. Серпухов
Воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок», г.о. Серпухов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хрупова Т.В., Кузьмик Н.В. Применение проектной технологии в ДОУ // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 271569


 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к условиям реализации образовательной программы является вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов. 

Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно–эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта. 

Работу над проектами мы начинаем с детей группы раннего возраста.

В этой группе вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. 

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. Значение сенсорного развития в группах раннего возраста трудно переоценить. Сенсорное воспитание через дидактические игры занимают важное место в познание окружающего мира. Ребенок все познает в игре и через игру. Информация об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет ребенка. В этой группе нами был разработан проект «Растем, развиваемся, играем».

Если создать необходимые условия для развития сенсорной сферы, с активным участием педагога и родителей, то, у детей раннего возраста сформируется самостоятельность и активность в играх с дидактическим материалом, овладение сенсорными умениями и навыками.

Цель этого проекта: развитие сенсорной сферы у детей раннего возраста с использованием дидактических игр.

Участниками проекта стали дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

С целью привлечения родителей к осуществлению проекта проведено анкетирование родителей: «Развитие сенсорной сферы у детей раннего возраста»; подготовлены памятки: «Какие игрушки приобретать детям», «Развивающие игрушки»; проведена консультация: «Развивающие игрушки для развития детей»; изготовлена папка–передвижка «Развивающая среда и игрушки»; проведен семинар – практикум «Игры для развития детей раннего возраста» . А также проведены консультации и беседы: «Игры для развития ребенка», «Вы, ваши дети и игрушки», «Игры для развития детей раннего возраста», «Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста». Сделана подборка методической литературы для родительского собрания на тему: «Особенности сенсорного развития у детей раннего возраста». 

Для детей была подготовлена подборка дидактических игр. Игры применяли как на развивающих играх- занятиях, так и в режимных моментах в течение дня. С этой целью была добавлена и пополнена развивающая среда группы.

Итоговым продуктом проекта явилась совместная работа родителей и детей. Конкурс на лучшую поделку по теме: «Растем, развиваемся, играя», где родители постарались вместе с детьми создать развивающую дидактическую игру.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Совместная работа с родителями над проектом, принесла положительные результаты. 

Для старших дошкольников в ДОУ была разработана парциальная программа «Юный краевед». (Мы заметили, что дошкольники страдают дефицитом знаний о родном городе.) В рамках этой программы был реализован проект «История города С…»

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний об улице, на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. 

Задачи:

  • Сформировать у детей представления о районе и городе, в котором живут, о стране 
  • Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
  • Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

Участниками проекта стали дети старших групп, воспитатели, родители.

С целью привлечения родителей к осуществлению проекта было проведено анкетирование родителей «Знаете ли Вы свой город?», проведены консультации: «Познакомьте ребенка с родным городом»; «Прогулка по городу с ребенком», осуществлена подборка художественной литературы, оформлены фотовыставки для родителей «Экскурсия на площадь Владимира Храброго», «Музей павлина», «Прогулка по Соборной горе».

Итоговым мероприятием по проекту был досуг в форме КВН.

Анализируя проделанную работу, мы отметили положительную реакцию и эмоциональный отклик детей и родителей на знакомство с историей родного города. Взрослые и ребята проявляли интерес и желание узнавать новую информацию. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность является одним из важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. Она создает условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей в рамках проектной деятельности укрепляет психологическое здоровье семьи.

 

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 352 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2004 г. 96 с.
  3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2015. 96 с.
  4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011. 96 с.
  5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. М.: Мозаика – Синтез, 2013. 87 с.