Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Алексеева Лилия Назыржановна

Воспитатель, МАДОУ д/с "Ромашка", Советский, ХМАО-ЮГРА

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Алексеева Л.Н. Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 271181


 

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова). 

В нашей группе воспитываются 13 детей с ограниченными возможностями здоровья, они разделены на группы и посещают детский сад в разное время. 

Группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Перед нами педагогами встала проблема - организация образовательного процесса, выбора форм и методов работы с детьми данной категории. 

Для решения выделенной проблемы определили цель – создание оптимальных психолого-педагогических условий, использование форм, методов, приемов для социальной адаптации и всестороннего развития воспитанников. 

Первым шагом в работе с детьми была разработка адаптированной основной образовательной программы для детей, имеющих сочетание 2 и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. 

На основе данной программы на каждого воспитанника разработали индивидуальные образовательные маршруты с учетом рекомендации Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии Советского района и индивидуальной программы реабилитации (аббилитрации). 

В каждом маршруте имеется индивидуальный учебный план, планирование с учетом возможностей каждого ребенка, разработана «Система педагогических наблюдений», на основе методики Натальи Валентиновны Верещагиной «Особый ребенок», позволяющая выявить особые образовательные потребности, типичные трудности и достижения. 

Педагогические наблюдения проводятся 3 раза в год, по результатам мониторинга проводится корректировка маршрута. Для детей разработаны индивидуальные рабочие тетради, с учетом календарно-тематического планирования, для закрепления знаний, полученных в период ознакомления с темой. Предложенные задания нацелены на повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми. 

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях детского сада общеразвивающего вида является оснащение его специальным оборудованием. Для детей данной категории в детском саду имеется, пандус, ходунки, детская инвалидная коляска, специальный ортопедический стул, специальные столы с ограничителями, балансиры.

При возникновения негативного поведения, слишком высоким уровнем

двигательной активности, трудностями регулирования уровня своего возбуждения мы используем разнообразные средства: 

  • утяжеленного жилета, который позволяет ребенку чувствовать себя в пространстве. Дополнительный вес позволяет успокоиться и сосредоточиться. С утяжеленным жилетом ребенок становится более организованным, концентрированным, стабилизируется двигательная активность, пропадает излишняя импульсивность;
  • релаксационные упражнения;
  • музыкотерапию;

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, т.к. она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. 

Мы оборудовали зоны, которые направлены на укрепление здоровья ребенка и его всестороннего развития. В связи с неустойчивым вниманием и пониженной эмоциональной отзывчивостью, свойственной этим деткам, игрушки в групповой комнате красочные, простые и одновременно выразительной формы, в тоже время они реалистично изображают объекты реальности, безопасны в применение и соответствуют уровню психического развития детей. 

Центр уединения в нашей группе создан для сохранения психологического комфорта дошкольника, где ребенок может побыть в одиночестве, спрятаться, от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты. 

Центр «Настроения» дети обозначают свое настроение в течении дня с помощью «фишек – смайликов», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям.

В групповой комнате находятся: предметы для развития перцептивных действий, развития сенсорной сферы, предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрационного материала по ознакомлению с природой, с окружающим, действиями людей. Игровые материалы размещены в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, выдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т. п. Все материалы, находятся в поле зрения, доступны детям. (В группе созданы условия для игровой деятельности: это разного рода куклы, фигурки людей и животных, коляски для кукол, игрушечная посуда, муляжи продуктов, разного вида заколки, расчески, фен, игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа, например, белая шапочка врача, врачебный халат, и т. п. В качестве заместителей используем конструкторы, строительные наборы.)

Для большинства детей нашей группы характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня мы предусмотрели увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, приемов пищи. И широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные, малые группы.

В своей работе используем 2 типа мотивации, способствующих побуждению детей к деятельности:

  • игровую «Помоги игрушке», которая достигает цели обучения решая проблемы игрушек. При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, используем данный тип для обучения различным практическим умениям. 
  • «Помоги мне» - мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Каждому ребенку даем посильное задание. 

Используем ратификацию за маленькие успехи для создания и

закрепления целеустремленности. Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. 

В группе имеется современное техническое оснащение оборудованием и пособиями, для детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ 

Развивать познавательную сферу можно и нужно через деятельность, сначала совместную с взрослым, а затем и самостоятельную чререз ИКТ – технологию. Данная технология позволяет сделать процесс обучения более содержательным за счет своей наглядности: яркость, звук, движение. В работе с ребенком использовала:

  • интерактивную панель для развития наглядно-образного мышления; 
  • планшеты – развитие моторики, любознательности и самостоятельности при выполнении заданий;
  • интерактивная доска – выполнение заданий у доски, что способствовало повышение самооценки ребенка и осознанию себя будущим школьником. 

Элементы Μοнтессοри, «Дары Фрёбеля» помогают воспитанникам становиться самостоятельными, не бояться трудностей, при этом совершенствуется мοтοриκа ребёнка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Работа с данные пособиями позволили ребенку развить сенсорные, конструктивные и математические способности. 

В работе с детьми используем принципы от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, а также использование словесных, игровых и практических методов.

Посредством занятий по рисованию, лепке, эффективно развивают мелкую моторику, дети осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и детьми. Используем нетрадиционные формы рисования: рисование тычками, поролоном, ватными палочками, мыльными пузырями, кляксография, набрызг, пластилинографию. 

Дети испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, поэтому уделяем особое внимание сенсомоторному развитию. Совместно с родителями мы создали бизиборды. 

Данное оборудование служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение. 

Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Большое внимание уделяется таким направлениям:

«Социально – коммуникативное развитие». 

Это крайне важное направление именно для детей с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Совместными усилиями с родителями обучаем детей бытовым и коммуникативным навыкам. Используем в работе частичную интеграцию на досуговые мероприятия с нормотипичными детьми. 

В своей практической работе я использую авторские пособия из фетра. Данное пособие выполнено мной из мягкого, практичного, красочного материала. Из фетра вырезаны силуэты различных животных, растений, транспорт, игрушки. Использование пособия на занятиях, позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и двигательных недостатков. 

Пособие из фетра я использую на различных занятиях.

  • по развитию познавательных способностей и речи.
  • развитию сенсомоторных представлений
  • развитию математических представлений. 

Все детали пособия съемные. Ребенок сам может перемещать их в нужное поле. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал. Пособия созданы по разным лексическим темам. Пособия из фетра способны привлечь внимание ребенка, удивить и подарить радость от игры. 

Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий используем дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз.

Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, мы учитывали требования СанПин. Наша созданная среда способствует сохранению физического и психического здоровья детей, стимулирует их к самостоятельной деятельности и творческой активности. Используем приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики). 

В заключение своего выступления хотелось бы отметить, где бы ни обучался ребенок с ОВЗ – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в ДОУ и школе и получение им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни. 

Желаю успеха и удачи во всех начинаниях.