Обучение школьному катанию на уроках физической культуры

Грузинова Надежда Александровна

Учитель физической культуры, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5", г. Бердск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Грузинова Н.А. Обучение школьному катанию на уроках физической культуры // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 269836


 

Современный темп жизни ставит перед нами множество проблем, и самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Среди детской патологии лидирует нарушение осанки и сколиозы. И не удивительно - причина в возрастающей нагрузке на детей в школе, недостаток их двигательной активности в свободное время и многочасовое сиденье за компьютерными играми.

Цель школьного образования – это развитие универсальных учебных действий, определяющих способности личности школьника учиться. Эти способности в значительной мере развиваются на уроках физической культуры. 

У учащихся формируется опыт здоровье сбережения, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье и жизнь.

Благодаря введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных школах появилась возможность для новых форм проведения уроков физической культуры. И катание на коньках- замечательных выход из положения!

Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности учащихся. Систематические занятия катанием на коньках на свежем воздухе оказывают положительное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. У учащихся совершенствуется функция равновесия, что позволяет им легко и свободно маневрировать на льду, выполняя различные фигуры.

Благодаря влиянию свежего воздуха улучшаются терморегуляционные процессы в организме и, следовательно, происходит закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, отмечается сокращение их продолжительности.

Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, правильно распределяется мышечное напряжение.

При передвижении на коньках многократно повторяться одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двух опорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы и на осанку детей.

Школьное катание заключается в исполнении тех или иных заранее определенных фигур, причем главным требованием является точность вычерчивания заданных фигур на льду и правильность, а также красота и свобода движений и положений.

На уроке катания на коньках 60% времени отводиться упражнениям общего воздействия на организм с большей направленностью на развитие выносливости и 40% на развитие специальных качеств, умений и навыков комплексного характера.

Одним из главных компонентов обучения является повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет абсолютно разной, следует предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимых качеств (координации и ловкости). Нагрузки должны быть небольшого объема с частыми паузами для отдыха. При изучении простых упражнений пользоваться краткими и точными объяснениями. А показ должен быть четким и точным Похвала и методы поощрения обязательны. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений, так как монотонное и многократное повторение одного-двух упражнений быстро снизит у ребенка интерес к занятиям. Одним из важнейших физических качеств является гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Без этого качества невозможно совершенствовать технику скольжения. Поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения скованны и ограниченны.

В процессе воспитания быстроты необходимо стремиться к максимальному увеличению темпа движений, к обеспечению оптимальной их амплитуде и максимальному расслаблению не участвующих в работе групп мышц. Развитие быстроты осуществляется в течении всего учебно-тренировочного процесса и выполняется в начале основной части занятия. 

Игровую деятельность необходимо использовать на занятиях различной направленности. Игровой метод повышает активность и эмоционально стимулирует учащихся. Широкий диапазон игровых заданий дает возможность не только развивать у учащихся физические качества, но и формировать у них устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. В дальнейшем для учащихся создаются условия, требующие проявления собственной инициативы. Игровые упражнения с использованием неожиданных сигналов с одновременным выполнением различных заданий. Упражнения выполняются в максимальном темпе. При выполнении таких заданий целесообразно учащихся распределить на группы по 5-6 человек и проводить упражнения в виде эстафет. Паузы отдыха использовать для разбора задания (замечания, ошибки, похвала и т.д.). Игра связана с проявлением инициативы ее участниками, всегда непредсказуема и эмоциональна. Наличие в игре элементов соперничества требует от участников значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей. А выбор разнообразных способов достижения цели способствует формированию у участников игры инициативы, самостоятельности, творчества и других ценных личностных качеств.

Упражнения для воспитания выносливости должны выполняться с умеренной и средней интенсивностью. Простое катание по кругу в течении 10-15 минут предъявляет определенные требования к аэробным возможностям организма, к работе мышц рук, ног, спины, живота – это первый и очень важный этап подготовки. Простым катанием называют передвижение на коньках с небольшой скоростью. Осваивая технику нельзя спешить. Заучив неправильное положение или движение переучиваться очень трудно, требует много времени. Выполнение таких заданий развивает способности к самостоятельности и творческому поиску. Формирует способности к самоанализу.

Для учащегося важно почувствовать одобрение со стороны педагога и одобрения со стороны сверстников. Одним из важных моментов является признание спортивных успехов окружающими – это один из ведущих мотивов, который связан с утверждением в коллективе. Это стремление к личностным достижениям.

На начальном этапе подготовки, для освоения отдельных элементов техники используются подвижные игры. Систематизация подвижных игр на льду в зависимости от их педагогической значимости. В зависимости от поставленных в занятии задач выделяют три группы игр:

а) игры-упражнения для обучения и формирования отдельных элементов техники катания на коньках;

б) подвижные игры для формирования физических качеств, необходимых фигуристу;

в) игры-эстафеты для сопряженного решения задач формирования элементов техники катания на коньках и развития физических качеств.

Для обучения и формирования отдельных элементов техники я предлагаю использовать следующие упражнения:

Упражнения

1. Стоя на прямых ногах, коньки параллельно друг другу, передвигать ноги вперед-назад, скользя на коньках.

2. Ходьба приставными шагами вправо – влево, затем поворачиваясь вправо или влево.

3. Стоя на прямых ногах, отвести одну в сторону и сохранять равновесие на одном коньке.

4. Ходьба приставными шагами скрестно, переступая через опорную ногу.

5. Приседания, стоя на коньках, до низкого седа, до посадки конькобежца.

6. «Перенос веса тела» с ноги на ногу в посадке конькобежца.

7. Стоя на слегка согнутых ногах, один конек повернуть носком наружу, перевести на внутреннее ребро и сделать толчок, приставить к опорной ноге, скользить на двух. То же - другой ногой.

8. Обучение умению сгруппироваться и мягко упасть на бок. Упражнение «саночки»

9. Упражнения на равновесие: «юнга»

10. «Неваляшка»

11. «Фонарик»

12. «Змейка»

13. Торможении «плугом»

14. Торможении «полуплугом»

15. Торможением двумя ногами с поворотом туловища.

 

Литература:

  1. Волков В.М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с. 
  2. Психологическая подготовка конькобежцев: метод. рекомендации / Сост. Г. Г. Румянцев, Н. А. Батурин. М.: Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту, упр. конькобеж. и санно-бобслейн. спорта, ВНИИ физ. культуры.; Большая энциклопедия,1988 (1989). 34[1] с.
  3. Чайкин В.А. Начальная подготовка юных конькобежцев: конькобежный спорт. М., 1980, вып.2. С.16.
  4. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (Курс лекций). М.: М-во образования Рос. Федерации. Казан. гос. пед. ун-т.; Казань: Матбугат йорты, 2002. 206 с.