Воспитательные возможности литературных произведений как средства формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста

Цыцорина Светлана Павловна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 79, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цыцорина С.П. Воспитательные возможности литературных произведений как средства формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 269541


 

В современных условиях на литературные произведение возлагается особая миссия - нравственное развитие личности, обладающей высокой степенью сознания. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, души и духа человека. Литература в дошкольном учреждении – это не просто чтение педагогом и проговаривание отдельных вопросов, а это деятельность, позволяющая приобщиться к нравственным знаниям, накопленным тысячелетиями. Художественные произведения – это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персонажей.

Развитие молодого поколения – многогранный и сложный процесс, в котором большую роль играют семья и детский сад. Но наибольшая роль в развитии старших дошкольников принадлежит тем произведениям, которые обладают особыми возможностями эмоционального воздействия на обучающихся. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, проблемы души и духа отдельного человека и целого народа, его мировоззрения и нравственных основ. Именно эта проблема должна быть центральной в процессе изучения литературного произведения. В основе нравственного развития старших дошкольников на занятиях по познавательному развитию лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям.

Художественные произведения необычайно расширяют жизненный опят старшего дошкольника: помогают почувствовать, узнать и пережить то, что слушатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. Т.Д. Полозова придает художественным произведениям огромную роль в нравственном развитии личности. По ее мнению, под воздействием художественного произведения осуществляется самореализация творческих способностей и нравственных возможностей ребенка. Картины и образы услышанного, возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. Ребенок начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной ситуации и действовать в соответствии с образами героев художественных произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей. Художественные произведения тогда оказывают влияние на развитие помыслов и чувств дошкольников, когда чтение взрослым, анализ художественного произведения не лишены личностного смысла для каждого из них. Развивающая работа на материале искусства, лишенная личностного смысла, снижает его влияние на нравственное развитие обучающихся [6].

Произведения литературы выстраиваются на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и нравственно развивает личность ребенка.

По мнению Т.Д. Полозовой, цель воспитателя на занятиях по познавательному развитию – это «обучая, развивать ребенка; сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств; формировать нравственные понятия, полноценную, активную, целенаправленную личность» [6]. При таком подходе «устанавливается иерархия двух ведущих целей развития личности – нравственное развитие и научное образование: последнее рассматривается при этом как средство развития одной из сущности сил ребенка – его нравственности» [6].

Произведения художественной литературы помогают старшему дошкольнику впитать представления о хорошем и о плохом, о честном и о порочном, об обыденном и о высоком из всего множества явлений, из которых складывается жизнь. А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе. Это предполагает и новые принципы анализа произведений – необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений обучающихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем-то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении [4].

В произведениях литературы дошкольники должны увидеть многообразие состояний героя, сформировать к ним личностное отношение, раскрыть свое видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей. Вопросы к текстам помогают активизировать мышление воспитанников. Но вопросы нередко нацеливают лишь на событийно-сюжетную сторону рассказов, а не на осмысление его, не на самостоятельное добывание нравственных истин. Воспитатель должен с помощью содержания предлагаемых художественных текстов организовать деятельность обучающихся, которая должна вести к формированию нравственных основ культуры поведения [7].

Художественные произведения способствуют целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью [3].

В процессе чтения взрослым художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных переживаний, опыт обращения с людьми, нравственные нормы, различно окрашенные эмоции, ребенок обретает привязанности, реализует свои предпочтения [3].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки, учатся совершать поступки в соответствии с моральными принципами. «Но есть рассказы, после которых дети не сразу решат, что добро, а что зло, в какой мере тот или иной поступок хорош или плох… Нужно вызвать дискуссию, заставить детей размышлять» [3].

Эффективным средством нравственного развития является использование яркого, впечатляющего художественного слова, примеров нравственного становления и морального выбора героев художественных произведений на занятиях. Формирование нравственности ребенка происходит по формуле: знание – убеждение – поступок. Нравственный урок, который ребенок извлекает из прочитанного взрослым, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

На занятиях дошкольники должны научиться понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ребенку разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с «плохо». Необходимо ставить перед старшими дошкольниками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, воспитатель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные возможности. Анализ поступков литературных героев, глубокое проникновение в их сложный мир, выявление авторской позиции, выделение нравственных, эстетических, философских вопросов в литературном разборе обеспечивают непрерывное и позитивное развивающее воздействие художественной литературы на формирование нравственных норм обучающихся.

Ребенку старшего дошкольного возраста, как отмечают в своих исследованиях В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, свойственна способность персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или иного персонажа произведения. Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка при этом, помогают ему исполнять любую роль, а, следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных писателем. Для того чтобы процесс развития личности искусством способствовал нравственному отношению к действительности и самому себе необходимо опираться на самопознание: на познание самого себя благодаря способности персонифицировать себя в образах и вступать в диалог с создателем образов [5].

Развивающее воздействие художественного произведения на ребенка проявляется и как сила примера, но она никогда не сказывается сразу на поведении, поступках слушателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, - писал Л.С. Выготский, - никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию» [2].

Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на ее отдельные стороны. Т.Д. Полозова отмечает, что «никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир ребенка в его динамике, как художественные произведения» [6].

Художественные произведения несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщают ребенка к нравственному опыту человечества, развивают его ум, облагораживают чувства. Чем глубже и полнее воспринято слушателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает [1].

Таким образом, воспитательные возможности литературных произведений в формировании нравственных качеств у старшего дошкольника очень велики и не подлежат сомнению. Под воздействием художественных произведений осуществляется самореализация творческих способностей и нравственных возможностей ребенка. Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению старшими дошкольниками литературно-художественного произведения. На занятиях по художественно-эстетическому развитию воспитатель должен подвести обучающихся к раскрытию нравственной идеи произведения. В ходе решения этой задачи старшие дошкольники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.

 

Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 536 с.
  3. Левин В.А. Когда маленький дошкольник становится большим читателем. М.: Лаида, 1994. 191 с.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия, 1972. 195 с.
  5. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., 1984.
  6. Полозова Т.Д. О воспитательной ценности искусства слова // Эстетика и современность: книга для учителя / под ред. С.Е. Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. 139 с.
  7. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениямпод ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2010. 456 с.