Использование народных традиции в полоролевом воспитании дошкольников в условиях современного детского сада

Ларцева Татьяна Александровна

Старший воспитатель МБДОУ д/с №30 комбинированного вида, Свердловская область, с. Николо-Павловское

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ларцева Т.А. Использование народных традиции в полоролевом воспитании дошкольников в условиях современного детского сада // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 269392


 

«Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней»

Анатолий Васильевич Луначарский

 

Возрождение традиционной семьи, ценностных ориентаций, как основных нравственных норм в сфере отношений между полами сегодня выступает актуальной проблемой. Вот почему мы обращаемся к народной педагогике, которая сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме. Гуманные взаимоотношения полов, основанные на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении способствуют формированию и развитию женского (мужского) достоинства. 

В народных традициях наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. К типично русским традициям. которые могут послужить источником полоролевого воспитания современных детей относятся: почитание семьи, как важнейшего института воспитания; уважительное отношение между родителями; возвышенное отношение к женщине (особенно к матери); уважение и почитание детьми своих родителей; развитие у мальчиков чувства товарищества, верности слову и делу, мужества. самоотверженности, у девочек - нежности, терпимости, отзывчивости, сострадания; воспитание у детей обоих полов таких нравственных качеств, как доброта, честность, порядочность, правдивость, надежность, бережливость; уважительное отношение к старшим, забота о младших по возрасту, гостеприимство, милосердие и благотворительность; приобщение детей к труду, добровольческой созидательной деятельности; здоровый образ жизни и одухотворенной красоты человека.

Традиции воспитания передавались устно из поколения в поколение, от старших к младшим и рассматривались как нечто незыблемое, вечное и обязательное. «Как жили деды да прадеды, так и нам велено», - рассуждали русские люди.

На современном этапе наблюдается снижение традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как к святыне, отказ от проверенных веками форм воспитания девочек как будущих заботливых матерей, хранительниц семейного очага. Воспитание мальчиков как будущих мужчин, защитников отечества, главы семьи.

Свою педагогическую деятельность наш детский сад  выстраивает на основании ФГОС ДО и Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Важно отметить, что нравственное воспитание и патриотическая направленность в Программе осуществляются с позиций традиционных семей. В Программе особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении жизненных ситуация; уважение к традиционным ценностям.

В рамках работы нашего муниципального ресурсного центра реализуется долгосрочный проект по теме «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада». Цель, которого создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей. 

И для более полного использования воспитательных возможностей мы обращаемся к народным традициям, так как известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация, 

Мы стремимся создать образовательное пространство, в котором, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок свободно познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие, а с другой стороны, было наполнено знаками и символами мужского и женского мира, сохраненными нам культурой, способствующей самореализации богатства внутреннего мира ребенка. (его женского, мужского) своеобразия.

Через сотрудничество с семьёй осуществляем приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Вместе с родителями реализуются проекты на темы: «Моя семья»; «Познаем родное село со своею семьей»; «Правнуки победы»; «Мальчики и девочки». Организуем фотовыставки: «Самый счастливый день в моей семье»; «ЗОЖ в семье»; «Маленькие помощники мамы и папы». 

С самого раннего возраста педагоги обращают внимание на социальные установки и нормы поведения мальчиков и девочек, пополняют предметно-развивающую среду групп и обогащают образовательное пространство. 

Меняются времена, эпохи, а дети играют в семью, дом и т.д., отражают в играх социальную действительность того времени, в котором живут, взаимоотношения полов (женщины и мужчины). Воспитательная ценность игры в том, что ребенок, играя, вполне сознательно выполняет определенные этические нормы поведения. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. В играх проживают домашние ситуации, повторяют поведение своих членов семьи «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» и наша задача дать правильные социальные установки, нормы поведения, представления и взгляды. Мы обращаем внимание на традиционные взаимоотношения полов, на то, что девочки должны быть женственными, трудолюбивыми, терпеливыми, отзывчивыми, а мальчиков настраиваем, что он должен быть первым, мужественным, снисходительным к девочкам, защищать слабых и т.д. 

Уважительное отношение к старшим, забота о младших по возрасту, гостеприимство, милосердие и благотворительность актуально сих пор.  Благотворительность была свойственна всем русским людям, не зависимо от звания и материального положения. Она была частью как морали общества, так и повседневной жизни каждого человека. На Руси говорили и говорят до сих пор: «Делать добро спеши», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «одной рукой собирай, а другой - раздавай». 

Вот уже несколько лет как стали одной из наших традиций акции милосердия: «Собери первоклассника в школу»;  «Помощь погорельцам»; «Теплые руки»; «С новым годом, малыш» для  семей находящихся в трудной жизненной ситуации. «Уважай старость» к Дню пожилого человека; «Скажем маме добрые слова» к Дню матери;  «Конфетки для бабушки» к 8 марта для лиц находящихся под патронажем социальной защиты; «Чтим твой подвиг, солдат» к 23 февраля для  участников локальных войн; «Никто не забыт, ни что не забыто» к 9 мая ветеранам ВОВ для тружеников тыла. Мы тесно сотрудничаем с администрацией села, с центром социальной защиты населения. Вместе с детьми мы изготавливаем праздничные открытки, подарочки, привлекаем родителей для сбора вещей нуждающимся, а также игрушки, канцтовары и сладости для подарков. Мы поздравляем жителей села, особенно тех, кто нуждается во внимании, в добром слове. 

Мы живем в сельской местности, большинство из нас работает в городе, но практически у каждого жителя нашего села есть земельный участок, где семья трудится, обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией, хотя зарплата порой позволяет и не работать дополнительно на огороде. Но мы получаем удовольствие, удовлетворение от этой работы и это наша национальная черта- трудолюбие. Вместе с этим мы представляем современному ребенку образ русского народа труженика, где подчеркивается ответственность человека за свой труд, и где можно проследить полоролевые взаимоотношения. Мальчики, видя, как работает дед и отец, берут на себя более тяжелую работу (помогают воспитателю копать грядки, нести лейки и т.д.). А девочки, видя, как работает бабушка и мама более кропотливую работу, требующую аккуратности (посев семян, прополка и т.д.). В группах ежегодно организуются мини огороды, на прогулочных площадках клумбы с цветами, в прошлом году разработали огород, где высаживаем разные культуры: бобы, горох, редис, свеклу, помидоры и т. д.

Народный праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях: «Осенины», «Праздник урожая», «Рождество», «Масленица», «День Петра и Февроньи. День семьи», «Ильин день». 

В русской традиционной культуре сложились прекрасные образы-идеалы человека, которые могут стать основой воспитания современных мальчиков и девочек. «Русская красавица», «русский богатырь», «добрый молодец» - эти образы-идеалы запечатлены в русских народных сказках, на прекрасных полотнах художников, в произведениях известных композиторов. 

Проблема сохранения физического здоровья и одухотворенной красоты всегда волновала русского человека. Она является актуальной и в современном мире, когда встают остро вопросы сохранения здоровья детей и использования в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий и технологий обучения здоровому образу жизни.

Вот и в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья самих педагогов ДОУ и родителей.

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия, которые осуществляются в соответствии с СанПиНом с учетом здоровья, возраста детей и времени года: ежедневно во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика в спортивном зале, а в летний период года на открытом воздухе. Разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, закаливание и бодрящая гимнастика после сна. Все эти формы деятельности позволяют сохранить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.

Традиционно стало участие в общественно значимых спортивных мероприятиях: Лыжня России и Кросс нации.

К сожалению, не просто отследить результат нашей работы по сформированности у детей полоролевого поведения, т.к. он носит отсроченный характер и практически проявится только во взрослой жизни. Но все-таки исходя из выше сказанного можно с уверенностью сказать, что повысился творческий потенциал воспитателей, повысился уровень знаний родителей по вопросам воспитания ребенка в семье с учетом гендерного подхода, отмечается высокая активность родителей в вовлечении их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, желание помогать педагогам. 

 

Литература:

  1. Аникин В.П. Русское народное творчество: учебник. М.: Высшая школа, 2001.
  2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки Гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2014.
  3. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики Гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2014.
  4. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013.
  5. https://www.maam.ru/poisk/