Психологическая готовность детей к школе по средствам игр-драматизаций

Лаценова Наталья Александровна

Воспитатель, ГБОУ школа 2098 Героя Советского Союза им. Л.М.Доватора, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лаценова Н.А. Психологическая готовность детей к школе по средствам игр-драматизаций // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 269334


 

Лаценова Н.А.

Магистрантка факультета психологии образования

ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

научный руководитель – канд. психол. наук, доц. Егоренко Т.А.

 

К вопросу готовности дошкольников к обучению в школе обращались на разных этапах представители и педагогики и психологии. Обобщая, можно выделить следующие подходы:ориентации активности на моральную норму, развитие коммуникативных способностей, нравственно-волевых предпосылок научения, общего способа действий. 

В рамках нашей работы мы отмечаем, что на современном этапе очевидна тенденция к ориентировке старших групп ДОО прежде всего на формирование у детей преимущественно знаньевого компонента широко спектра, что катастрофически сокращает время на игру в связи с чем дети осваивают игровую деятельность не в полной мере. 

Согласно Д.Б. Эльконину, мы исходим, прежде всего из положения, определяющего игру на протяжении дошкольного возраста как ведущий вид деятельности, развивающий характерные возрасту новообразования. Таким образом мы полагаем, что игра может быть использована как инструмент для формирования социально-психологических предпосылок, которые обеспечат успешное вхождение ребенка в новую для него – учебную – социальную действительность и станут основой для дальнейшего освоения учебной деятельности. Такими предпосылками мы выделяем рефлексию познавательную – способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия поставленной цели и социальную как осознание ребенком того, как он воспринимается и оценивается другим; мотивацию – желание и готовность идти в школу (внутренняя позиция школьника); общение со сверстниками и чужим взрослым; самооценку; контекстное общение со взрослыми, как способность подчинять свое поведение определенным задачам и правилам. Успешное освоение перечисленных предпосылок можно рассматривать как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новом социальном пространстве: освоение новых норм поведения; успешность социальных контактов с детьми и педагогом; эмоциональное благополучие ребенка; эффективность учебной деятельности.

Актуальность нашего исследования, обусловлена потребностью школьной практики обеспечить эффективную адаптацию дошкольника к школе, с одной стороны, с другой – поиском актуального, интересного для ребенка инструмента для дошкольных педагогов, позволяющего решать вопросы неготовности детей к обучению в школе.

С учетом того, что различные виды игр влияют на развитие различных компонентов психологической готовности к обучению: сюжетно-ролеваяигра – на развитие рефлексии, контекстного общения со взрослыми и мотивации; режиссерская игра – самооценки, игра с правилами – общения дошкольников со сверстниками, мы полагаем, что создание специально подготовленного пространства игр-драматизаций поможет сформировать психологическую готовность детей к школе. 

Игры-драматизации – это свободное пространство, в котором ребенок, разыгрывая узнаваемый сюжет, может привносить в него новые элементы или учитывать такие элементы, предоставленные старшим; это определенное театрализованное пространство, в котором ребенок выступает не от имени себя, а от имени персонажа в свободно изменяющемся пространстве, не зафиксированным конкретным сценарием (отличие от театрализованных игр). Ребенок одновременно выступает и актером, и режиссером происходящего действия. Данный вид игры позволяет прожить и отсуществовать не столько сказочное пространство, в котором как правило развивается игра, сколько проговорить и прожить ряд личных моментов, ограниченных различными обстоятельствами частной истории. Во время такой игры качественно развивается речь, воображение, раскрываются творческие способности. Игра-драматизация позволяет ребенку научиться управлять собой в предлагаемых обстоятельствах с учетом интересов других и общей цели. Все вышеперечисленное приобретает специфическое значение при формировании психологической готовности к школе. В пространстве игры-драматизации важно, что дошкольник сам создает образ персонажа с помощью свойственной только ему интонации и мимики. Игры-драматизации – это пространство, подразумевающее специально подготовленного взрослого (сами дети не могут играть в них), который сможет управлять не только общим потоком сюжета, но и своевременно отслеживать каждого ребенка-персонажа, вовремя задавая новый вектор развития сюжета или возвращаясь к пройденному. Перечисленные особенности и преимущества игр-драматизаций позволяют создать то пространство, в котором психологическая готовность к школе может быть не только диагностирована, но и сформирована, развита, скорректирована.

Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между включением игр-драматизаций в пространство дошкольного обучения и компонентами психологической готовности к обучению. Практическая значимость нашего исследования представлена в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса игр, направленного на формирование психологической готовности детей к школе.

 

Литература:

  1. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М.: Педагогика, 1994. 
  2. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. 1983.
  3. Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 1999.