Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"

Минчакова Наталья Николаевна

Воспитатель, МБДОУ ДС комбинированного вида № 46 Совенок, г.о. Химки мкр. Сходня

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Минчакова Н.Н. Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 266603


 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта 

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Продолжительность проекта:

4 недели.

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители.

Возраст детей:

2, 5 - 3 года.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
  3. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
  5. Развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

- Выбор темы, постановка целей и задач;

- Написание перспективного плана;

- Знакомство сотрудников с содержанием проекта;

- Сбор литературного материала;

- Подбор материала для игр.

Основной этап

- Лабиринты;

- Массаж рук с помощью подручных предметов;

- Упражнения пальчиковойгимнастики;

- Художественное творчество;

- Проведение д/игр и п/игр;

- Консультации для родителей.

Заключительный этап

- Презентация опыта для сотрудников детского сада;

- Оформление проектной деятельности;

- Подведение итогов по теме проектной деятельности.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 неделя

- Игры с крупой «Найди шарик»

- Д/и «Волшебные замочки»

- Массаж рук с помощью ребристых мячей

- Лепка «Покормим курочку»

- П/игра «Ловим мыльные пузыри»

- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»

- Лабиринты «Лабиринт для карандаша»

- Игры с прищепками «Ежик»,«Подсолнух»

- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика».

- Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

2 неделя

- Д/и «Большие и маленькие мячики»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками»

- Игры с водой «Рыбалка»

- Упражнения пальчиковой гимнастики«Дом»

- Д/и «Сортируем макароны»

- Лепка «Блинчики»

- П/игра «Солнышко и дождик»

- Игры с прищепками «Тучка»,«Солнышко»

- Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

3 неделя

- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пельменницей»

- Упражнения пальчиковой гимнастики«Ножки»

- Лабиринты

- Лепка - готовим блинчики

- Д/и «Бусы»

-Пальчиковая гимнастика«Яблочко», «Кораблик»

- Игры с прищепками «Цветок»,«Стирка»

4 неделя

- Д/и «Попробуй расстегни»

- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом»

- Дорисуй ежику колючки

- Игры с водой «Достань, что скажу»

- Упражнения пальчиковойгимнастики«Ладушки-ладошки»

- Лабиринты «Узоры»

- Игры с прищепками «Елочка»,«Разложи по цвету»

 

Заключение

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта. 
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук; 
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.

Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.