Этнокультурное образование в дошкольном учреждении: традиции и инновационный поиск

Пацукова Наталья Николаевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", Советский, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пацукова Н.Н. Этнокультурное образование в дошкольном учреждении: традиции и инновационный поиск // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 254539


 

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, дошкольное образовательное учреждение, традиции, обско-угорский народ, личность.

Аннотация. В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по реализации этнокультурного компонента в воспитательно - образовательную деятельность. 

Югорский край является исконным местом проживания обско-угорских народов, которые всегда делятся с окружающими светом, добром, теплом и радостью. Сегодня мы с вами делимся ими друг с другом. И хотим пожелать каждому из присутствующих здесь света и добра, тепла и семейного благополучия.

Согласно «Закону об образовании РФ»,Региональной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе-Югре на период до 2025 года; одной из важных задач является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью ».

Наша Югра – место сохранения богатого культурного наследия, добрых традиций, которые передаются их поколения в поколение.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам этнокультурного воспитания и образования его роли в нравственно – патриотическом и гражданском воспитании.

В детском саду дети открывают для себя родной край с помощью педагогов. Поэтому сам педагог должен обладать богатыми знаниями по краеведению, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать дошкольникам, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. 

Ежегодно в дошкольном учреждении проходят семинары-практикумы, консультации, смотры-конкурсы, акции. Нашипедагоги заражают детей своей любовью к родному краю, с интересом и восхищением рассказывая о его богатствах, знаменитых людях, народных праздниках. Дошкольники учатся у педагогов любить свой родной округ.

Много интересного о родном крае дети узнают в процессе непосредственной подготовки и проведения народных и календарных праздников народов Севера.

1. Народные праздники занимают важное место в воспитании ребёнка, так как объединяют в себе фольклор разных жанров: песенный, танцевальный, музыкальный, сказочный. Фольклорный праздник для ребёнка – это всегда радость, веселье, торжество. Праздник входит в жизнь ребёнка ярким событием и остаётся в памяти на долгие годы Организация праздников, способствует преемственности поколений, где происходит передача фольклора от старшего поколения к младшему, стали традиционными проведение в нашем дошкольном учреждении: «Праздника брусничного пирога», «Трясозгузки», «Праздник хлебных зверей», «День рыбака», «День рождение Югры» и другие. 

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому один из проектов нашего дошкольного учреждения создание в детском саду «Центров краеведения в группах». 

В «Центре краеведения» каждой группы детей окружают предметы, характерные для местности, в которой они живут: макеты жилища, иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с городом, округом, их символикой, животными и растениями.

Легенды и предания рассказывают детям о прошлом края, художественные произведения о его сегодняшнем дне. Картины, рисунки, иллюстрации, открытки дают богатый этнографический материал.

Мы считаем, немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Главной базой овладения знаниями по этнокультурному воспитанию в нашем дошкольном учреждении является кабинет краеведения и музеи. Идея создания музеев возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

В настоящее время, в связи с активизацией патриотической работы в дошкольных учреждениях и введением краеведения как регионального компонента в систему общего и дополнительного образования, приоритетным стало возрождение уже имеющихся и создание новых музеев. 

Музей«Мой край-Югра» в нашем дошкольном учреждении – это культурный центр, живой развивающийся организм, неотъемлемая часть предметно-развивающейся среды, позволяющий организовать плодотворную работу по эколого-этнографическому воспитанию подрастающего поколения уже в стенах дошкольного образовательного учреждения. В музее собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры, дающие представление о жилищах («Таежная избушка»), промыслах («Охотничья тропа. На примере северной местной культуры дошкольники имеют возможность видеть гармоничное существование человека в природе. Воспитанников окружают предметы, характерные для быта коренных народов Севера, что позволяет детям в полной мере ощутить себя частью данного народа.

Музей «Под знаком рыб» включает в себя наглядные пособия-рыб, созданные руками сотрудников, иллюстрации.Из доступных материалов по специальной технологии изготовлены очень качественные и близкие к оригиналам экспонаты рыб, которые стали «изюминкой» музея.Музей «Под знаком рыб» важный компонент реализации образовательной программы дошкольного учреждения и программы «Туесок» по развитию познавательной активности детей через организацию работы по краеведению. 

Музей «В гостях у Хозяйки Медной горы» – это непосредственное общение с камнями, которое оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В перспективе: чтобы посетители маленького, но очень уютного и познавательного музея наглядно увидели, какую красоту из невзрачных поначалу камешков могут создать руки мастера, отдельный стеллаж будет посвящен украшениям. 

Наш музей «Птицы Югры» очень молодой, был организован к началу этого учебного года. Задача музея«Птицы Югры»формирование у детей интереса к разнообразию птичьего мира на территории Югры зимующим, перелётным, водоплавающим. Посредством наблюдений, игр, бесед, чтения художественной литературы, продуктивного творчествамы закладываем в сознание детей ощущение мира как дома, показывая, что жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Наша задача - помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать желание ее сохранять.Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. 

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В кружке "Бисерный ручеек" руководитель Кузьмина Светлана Викторовна, дошкольники выполняют национальные игрушки, изготавливают украшения из бисера. Работами детей украшаются коридоры.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. В дошкольном учреждении функционирует театральный кружок «Северные мотивы». Воспитанники кружка участвуют в показе кукольных представлений, сказок, в сценках, выступают на праздниках.

На территории дошкольного учреждения расположен музей под открытым небом «Мансийская деревня», где дошкольники могут увидеть нарты, навес, лобаз, станок для плетения циновок, хлебную печь (нянь кор), лодку (облас). В этом году появился большой чум. На территории дошкольного учреждения оформлен уголок «Прошлое Югры». На огороде и в теплице дети наблюдают за процессом развития растений, характерных для наших природных и климатических условий. Воспитанники, педагоги и родители, активные участники конкурсов рисунка, поделок, акций.Успех в работе с детьми зависит от форм и методов обучения и воспитания. 

Предпочтение при их выборе отдаем тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся: циклы занятий, прогулки, экскурсии, походы, наблюдения.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

В рамках реализации регионального компонента ДОУ активно сотрудничает с «Природным парком, Кондинские озера», краеведческим музеем «Малая Сосьва», с представителями общественной организации «Спасение Югры» г. Советский, музеем истории и ремесел, районной библиотекой, школами города.

Родители наших воспитанников активные участники и помощники.

Являясь Региональной площадкой с 2016 года, нами были созданы следующие продукты:

2016-2017 год

  1. Создание «Центров краеведения», мини-музеев в группах.
  2. Оборудован кабинета краеведения «Туесок» (Туис)
  3. Оснащение музея «Мой край Югра» (Маатем Югра)
  4. Музей под открытым небом «Мансийская деревня» (нарты, навес, лобаз, станок для плетения циновок, хлебную печь (нянь кор), лодку (облас))
  5. Пополнена Галерея местных художников.
  6. Выставка-презентация макетов (жилища, природный и растительный мир,..)

 

2017-2018 год.

  1. Создание дидактической многофункциональной ширмы «Всему начало здесь, в Югре моей родной!» ( Тын-ты овалтан олупсам, Юграт самынпатнэ маатем!)
  2. Методическое пособие альбом «Югра - мой край родной» (Югра самынпатня маатем).
  3. Создание музея «Под знаком рыб» (Хулынгпал пост), где представлены рыбы водоемов нашего округа.
  4. Изготовление ЛЭП буков краеведческого содержания.
  5. Год был плодотворный и результативный мы вошли в 10- ку лучших РИП и получили вознаграждение 300.000 рублей.

 

К началу 2018-2019 учебного года

  1. Музей «Птицы – Югры»
  2. «В гостях у Хозяйки Медной горы»» - музей камней.
  3. Пополнился музей под открытым небом «Мансийская деревня», чумом для проведения мероприятий, уголком рыбака.

Педагогические инновации в дошкольном образовании – это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.

Образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад «Ромашка» работает в инновационном режиме по теме «Развитие познавательной активности детей через организацию работы по краеведения в ДОУ». (01.11.2016 года) реализуя программу "Туесок". Примеры инноваций, характерные для нашего дошкольного учреждения, это развивающие занятия (музыкальные, игровые, творческие и др.), праздники, создание музеев.В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества. 

В этом году программа «Туесок» пополнилась перспективным планированием, планом развлечений и экскурсий в музеи ДОУ для детей младших и средних групп. Таким образом, этнокультурная деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, является объединяющим системообразующим элементом нашего образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития. Данная деятельность носит многоплановый и разнообразный характер, она интересна, содержательна и удовлетворяет требованиям современности. Она достаточно гибкая, поскольку исходит из запросов воспитателей, представителей администрации, и интереса детей, родителей. 

Введение этнокультурного материала в практику работы нашего дошкольного учреждения даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.

Таким образом, организация этнокультурной деятельности есть введение маленького человека в мир малой и большой Родины. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на наше современное поколение педагогов, и родителей.