Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении

Кудрявцева Екатерина Олеговна
Дорохова Татьяна Сергеевна

Воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, МАДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Советский, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кудрявцева Е.О., Дорохова Т.С. Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 253247


 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания инклюзивной среды в системе дошкольного образования. Обращается внимание на основные ресурсные требования к реализации инклюзивного образования в ДОУ. Представлен опыт реализации инклюзивного образования на примере МАДОУ «Ромашка» г. Советский Тюменской обл. Ханты-Мансийского автономного округа, где в течение последних лет внедряется проект «Мы знаем, где живет добро».

Ключевые словаИнклюзия,инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с основными нормативными документами (закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) одной из приоритетных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. В связи с этим происходят существенные изменения в подходах к развитию и социализации личности детей с ОВЗ, в качестве основной целевой установки рассматривается создание условий для успешного развития и социализации каждого ребенка (независимо от способностей, достатка, здоровья) на каждой ступени образования. Актуальной является проблема создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством развития инклюзивного образования. 

В данном случае под социализацией понимается процесс, во-первых, усвоения личностью социального опыта, осуществляющийся как стихийно, так и целенаправленно (посредством воспитания и обучения); во-вторых, воспроизведения усвоенного и позитивной самореализации на основе усвоенного.

Понятие «инклюзивное образование» раскрыто в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.27 ФЗ №273). Это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Реализация инклюзивного образования предполагает создание условий, включающих:

- нормативно-правовые основы;

- программно-методическое сопровождение;

- обеспечение современными техническими средствами обучения;

- формирование толерантного отношения со стороны социума;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

С 2015 года МАДОУ «Детский сад «Ромашка» является федеральной экспериментальной площадкой Уральского государственного педагогического университета по инновационному направлению деятельности «Создание инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации». В рамках деятельности экспериментальной площадки был проведен межрегиональный семинар с международным участием (2016 г.), в результате которого педагоги приобрели практические навыки планирования и проведения образовательного процесса, режимных моментов, индивидуальной работы с детьми с особыми потребностями.

С 2017 года детский сад стал региональным опорным образовательным центром для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

На данный период в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ромашка» функционируют шесть групп компенсирующей направленности, в которых воспитывается 66 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе 25 детей – инвалидов.

В виду увеличения количества детей с ОВЗ на территории Советского района и, в частности, в детском саду «Ромашка», а также для удовлетворения потребностей родителей на право обучения и воспитания детей данной категории в условиях дошкольного учреждения, педагогическим коллективом разработан проект «Мы знаем, где живет добро», который дает возможность педагогам реализовать право выбора методов, форм, технологий образования детей с особыми потребностями.

Цель проекта: создание в дошкольном образовательном учреждении условий для разностороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их позитивной социализации.

Новизна проекта заключается в систематизации подходов к организации единой инклюзивной среды в ДОУ, способствующей достижению цели проекта. 

Задачи:

  1. Повышение уровня формальной и реальной квалификации педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации. 
  2. Совершенствование материально-технического и информационного обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.
  3. Внедрение в практику работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях дошкольной образовательной организации.
  4. Разработка и реализация модели взаимодействия с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включение семьи в социум.

Проект «Мы знаем, где живет добро» долгосрочный, практико – ориентированный, реализуется в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» с 2015 года и рассчитан на 3 года. 

На основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды педагогическим коллективом разработан план действий, нацеленный на удовлетворение завтрашнего социального заказа на образование, с учетом направлений развития муниципальной системы образования. 

Проект построен на основе учета ресурсных возможностей учреждения, прежде всего кадровых и материально-технических, которыми оно обладает. 

После выявленных проблем, среди которых ключевыми стали: отсутствие в практике работы педагогов современных педагогических технологий, направленных на всестороннее развитие детей с ОВЗ и эффективной модели взаимодействия с родителями. 

Для реализации проекта была разработана модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. 

Вариативность развивающей среды нашего учреждения, наличие разнообразных центров детской деятельности, в которых присутствуют пособия, игры для различных категорий детей, сенсорная комната, бассейн, изостудия, горница, музыкальный, физкультурный, тренажерный залы, музей боевой славы, фитобар, физиотерапевтический кабинет и др., позволяют решать разнообразные образовательные и коррекционно-развивающие задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно с развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого ребенка. 

В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» педагоги ищут наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения мотивации к обучению и результативности обучения и воспитания рассматриваемой категории детей. 

Использование современных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами способствует компенсаторному развитию определенных функций организма, облегчению социализации рассматриваемой категории детей и приводит к:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов, эмоциональной сферы детей;

- формированию, развитию двигательных умений и навыков;

- развитию общей и мелкой моторики.

Реализация проекта предполагает многообразие используемых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

- интегрированные занятия. Данные занятия в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы эмоционально развивают детей;

- индивидуальные занятия со специалистами. Основной целью является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Образовательная деятельность, мероприятия проводятся в игровой форме, малыми группами по 2-3 ребенка и индивидуально, длительностью не более 20 минут. Педагоги, сами варьируют время, проведения коррекционно-развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями и психофизическими возможностями детей.

- Привлечение к участию совместно с родителями в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);

- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность с нормотипичными детьми:

- организация разнообразного досуга, праздников, развлечений;

- организация режимных моментов. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов строится на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка, индивидуальных программ реабилитации (абилитации) (ИПРА) ребенка инвалида, разработанных в соответствии с нормативно-правовыми документами, с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Советского района (ТПМПК). 

Содержание индивидуальной программы у детей отличается объёмом, степенью сложности для каждого ребенка. Варьируются методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Содержательное наполнение корректируется в соответствии с социальными и образовательными запросами детей и их родителей.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения педагогами разработаны индивидуальные тетради для развития сенсорных и практических навыков. 

Закон об образовании предусматривает особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Ориентируясь на обучение детей данной категории, педагоги МАДОУ д/с «Ромашка» организуют обучение детей с особыми потребностями по адаптированным образовательным программам на дому. В нашем учреждении 3 ребенка с надомным обучением.

К основным методам организации надомного обучения относятся: беседа, рассказ, объяснение, показ, методы работы с компьютером или планшетом, самостоятельная работа, демонстрация способов действий и т.д. 

Таким образом, задачи инклюзивного образования могут быть дифференцированы по трем уровням: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Специалисты оказывают квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создают условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; помогают близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду; выявляют, раскрывают и поддерживают положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком; формируют уверенный и спокойный стиль воспитания.

Реализация проекта позволяет совершенствовать условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и выражается в достижении следующих показателей.

1. Повышение квалификации педагогов и сотрудников МАДОУ по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредством:

 - прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Инклюзивная практика в дошкольном учреждении» – 4 человека; 

- прохождения курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» – 77 человек;

- прохождения профессиональной переподготовки по направлению «Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» – 5 человек;

- прохождения курсов повышения квалификации по направлениям: «Расстройство аутистического спектра», «Умственная отсталость», «Детский церебральный паралич», «Интеллектуальные нарушения» – 12 человек;

- участия в работе районных и региональных методических семинаров, проблемной группе по направлению «Создание инклюзивной среды в ДОО»;

- участия в работе научных мероприятий разного уровня (круглые столы, конференции, форумы) по проблемам развития инклюзивного образования в России;

- принятия в штат новых специалистов: тьютор – 2 человека, учитель-дефектолог – 2 человека, инструктор по лечебной физкультуре – 1 человек, педагог дополнительного образования – 1 человек, ассистент помощник –1 человек. 

2. Усовершенствование материально-технической и информационной базы произведено за счет приобретения оборудования для оздоровительных мероприятий: 

- приобретен аппарат для кислородного коктейля, 2 ингалятора, в проекте создание соляной комнаты; 

- значительно увеличилось количество приобретенного интерактивного оборудования;

- специального оборудования: детские планшеты – 5 штук; регулируемый стул на колесиках для детей до 7 лет – 1 шт.; опора для сидения за столом на колесиках – 1 шт.; ходунки – 1 шт.; детская инвалидная коляска – 4 штуки; 

- информационно-тактильные знаки: наклейки на поручни тактильные; пиктограммы и знаки информационно тактильные рельефные;

3. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада посредством организации их участия в мероприятиях различной направленности.

4. Осуществляется взаимодействие с социальными партнерами посредством заключения договоров, разработки и реализации совместных социальных проектов, участия в культурно-досуговых мероприятиях и других видах совместной деятельности. (по правовому консультированию, оказание реабилитационных и медицинских услуг, воспитанию и обучению детей, их социализации в обществе) ( «Солнышко», «Ирида», «Берегиня», «Кедр», «Олимп», СЦРБ, Библиотека, школы города, председатель общественной организации «Детство без границ»)

5. После завершения дошкольного образования не все дети с ограниченными возможностями здоровья продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу, успешно обучаются и активно участвуют в жизни школы. 

В рамках преемственности с общеобразовательными организациями педагоги принимают активное участие в заседаниях круглого стола по обсуждению адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению, ПМПк и других мероприятиях.

Показателем социализированости детей с ОВЗ и детей-инвалидов является успешная адаптация выпускников МАДОУ «Детский сад «Ромашка». За 3 года адаптированность выпускников составляет 92%, успеваемость на «4» и «5» - 73%, классно-урочная форма обучения у 75% воспитанников.

Коллектив регулярно доказывает возможность тиражирования собственного опыта посредством выступления на научно-практических мероприятиях разного уровня

- на муниципальном уровне:

  • августовское совещание педагогических работников Советского района по теме «Инклюзивное образование в Советском районе. Опыт, проблемы, перспективы» (2013 г); 
  • на региональном уровне:
  • окружное совещание педагогических работников по теме «Реализация программы по организации группы кратковременного пребывания детей инвалидов» (2013 г.);
  • всероссийском и международном уровне:
  • всероссийская научно-практическая конференция «Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации» (2016 г.);
  • II Международный круглый стол «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (2016 г.); 
  • всероссийский научно-практический семинар в рамках IX Атякшевских чтений по теме «Моделирование маршрутов развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов» (2016 г.); 
  • форум специалистов всех уровней образования «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 г.).

Трансляция накопленного опыта реализуется посредством также посредством публикаций в научной и учебно-методической литературе.

Подводя итог вышесказанному еще раз обратим внимание на то, что создание инклюзивной среды в ДОУ возможно только при условии реализации комплексного подхода к решению задач инклюзивного образования в психологическом, методическом, информационном, материально-техническом аспеетах; единой направленности деятельности всех субъектов образовательного процесса (в том числе родителей нормотипичных детей и детей с особыми потребностями в развитии).

 

Литература:

  1. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. О готовности педагогов ДОУ к реализации инклюзивного образования (на примере г. Советский ХМАО) // Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства: сб. материалов II Всероссийской открытой научно-практич. Конф. (Екатеринбург, 9-11 ноября 2016 г.) / науч. Ред. И.А. Ахъямова, А.А. Пронин. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017. С. 36-41.
  2. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. №2. 2013. С. 37- 40.
  3. Кудрявцева Е.О. Организация работы психологической службы в ДОУ // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Екатеринбург, 2016. С. 256-262.
  4. Кудрявцева Е.О. Использование арттерапии в инклюзивном образовании в дошкольном учреждении. Организация работы психологической службы в ДОУ // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации: материалы всероссийской научно-практической конференции, 25-26 января 2016 г. Екатеринбург, 2016. С. 118-123.
  5. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декаб. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декаб. 2012 г. // Рос. газ. 2012. 31 декабря.
  6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155: зарегистрирован в Минюсте РФ 14 нояб. 2013 г. //Рос. газ. – 2013. – 25 ноября.
  7. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: ИНФРА-М, 2016. 320 с.