Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Хмелевских Наталья Анатольевна
Дусаева Сания Тлеубаевна

Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный
Воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хмелевских Н.А., Дусаева С.Т. Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 249497


 

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» 

Л. С. Выгодский

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. 

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В посвященных развитию связной речи исследованиях П. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.

Имея большой педагогический опыт работы в дошкольном образовании, мы пришли к заключению, что речь играет огромную роль в становление ребенка как личности.

В настоящее время использование инновационных технологий в работе по формированию речи у детей становится все более актуальным, т. к. эта система методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижения позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста это научить говорить связно и выразительно. Ребенок в повседневной жизни говорит много, а стоит спросить его о чем- то, рассказать или пересказать, сразу возникают трудности. Важно научить его правильно формулировать свою мысль и понимать основной сюжет.

Мы разработали систему работы по развитию связной речи, которая была представлена на «Ярмарке педагогических инноваций» и нашла отклик коллег.

Предлагаемые в нашей работе методы, приемы и средства по формированию связной речи у дошкольников позволяют значительно обогатить словарь детей, помогают в развитии ассоциативного мышления, способствуют развитию их диалогической и монологической речи; учат детей последовательно, осмысленно, составлять разные типы предложений, способствуют развитию у дошкольников словотворчества, умения составлять творческие рассказы и сказки, также дают возможность систематически и последовательно организовывать речевую работу с детьми на каждом возрастном этапе. 

Обучение детей проводится с помощью графических зарисовок и символов, что помогает быстро запоминать и воспроизводить, а также выстраивать логический, последовательный, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность.

Осуществляется взаимосвязь речевых задач, которые на каждом возрастном этапе существуют в разнообразных сочетаниях. Работа проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня.

Данная система работы рассчитана с младшей группы до подготовительной группы.

В младшем группе работа направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания (заучивание потешек, стихов, разгадывание загадок, логометрические игры и упражнения, моноквадраты). 

В средней группе проводится работа со знакомством слова, его многозначностью (речевые игры, монодорожки, синквейны, метод «Круги Эйлера»).

В старшей группе составление описательных рассказов с опорой на наглядность (с помощью таблиц, схем, сказкотеропия).

В подготовительной группе много времени уделяется интеллектуальным картам, обучение творческому рассказыванию.

В своей работе мы используем методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения), а также инновационные технологии: логоритмика, «синквейн», монотехника, метод «Интеллектуальных карт», метод «Круги Эйлера», сказкотерапия.

Метод «Синквейн» состоит в том, что сочинения нерифмованного стихотворения из пяти строк происходит по определённым правилам. 

Его форма напоминает елочку.

  • Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн составляется в игровой форме.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Из личных наблюдений замечено, что сначала не всем детям нравится составление «синквейна», т.к. работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса, умения выражать свои мысли. Но постепенно, дети привыкают к правилам написания нерифмованных стихотворения, а их составление превращается в игру.

Много времени в своей работе уделяем мнемотехнике «искусство запоминания». Работу выстраивается от простого к сложному. Сначала знакомимся с мнемоквадратами, это изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение.

Затем переходим к мнемодорожкам, которые состоят из 3–4 символов, можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И заключительный этап - мнемотаблицы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В своей работе мы используем различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. 

Интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. 

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

В чем же полезность этих интеллектуальных карт?

  1. Это наглядность. Вся изучаемая проблема оказывается на одном листе и ее можно окинуть одним взглядом. Карты ярки, привлекательны, поучительны 
  2. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга использование образов, цвета интеллектуальная карта легко запоминается.

В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Данный метод является универсальным способом познания окружающего. 

Графический метод «Круги Эйлера», способствует развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различие в их строении. Ребёнок овладевает следующими элементами логических действий.

  • Анализ объектов с целью выявления признаков.
  • Синтез, т.е. составление целого из частей, также самостоятельное достраивание недостающих компонентов.
  • Установление причинно следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.

Например:

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяют сначала их сходства, а затем различия.

Метод сказкотерапии – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций

Возможности сказкотерапии уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Эффективность работы в большей степени заключена в том, что дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. Общение происходит по схеме: «взрослый – ребенок», «ребенок - ребенок», что позволяет детям адаптироваться в речевой среде.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Педагог должен воспитывать своей речью.

 

Литература:

  1. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.
  2. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном, 2004.
  3. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2010.
  4. Развитие речи и творчества дошкольников / под редакцией О.С. Ушаковой.
  5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос ,1994.
  6. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. М.: ЮНВЕС, 2000; М.: Творческий центр, 2002.
  7. Ткаченко Т.А. Схема для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М.: Гном, 2004.
  8. Ушакова О.С Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.