Создание художественного образа по мотивам народных обрядовых пряников с изображением солнца: конспект урока по технологии (1 класс)

Ефремова Наталья Александровна

Учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 12", г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ефремова Н.А. Создание художественного образа по мотивам народных обрядовых пряников с изображением солнца: конспект урока по технологии (1 класс) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 248786


 

Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению к культурному наследию своего народа.

Ход урока:

1.Организационный момент 

Проверка готовности учащихся.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока. 

- Ребята, сегодня чудесный солнечный день, чувствуется, что зиме приходит конец, приближается весна. Скоро по городам и сёлам пройдёт весёлый русский праздник проводов зимы – масленица. А кто знает, почему на масленицу полагается печь блины?

-Верно, круглый, румяный, горячий блин – это символ солнца. А солнце – это весна. Издавна повелось, что приближение весны люди не просто ждали. А старались как-то ускорить.

Весна, весна красная! 

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромною милостью:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим

- Так пели на народных праздниках, зазывая весну-красну. Вот и последний зимний праздник – масленица, хоть и наполнена зимнем весельем и забавами (катанием на лошадях, на санках и т. д.), а и на ней уже появляется символ скорой, долгожданной весны – солнце.

- Ближе к весне народ во многих местностях по Руси обычно устраивал праздники, посвящённые специально «приглашению», зазыванию весны – красны. К этому празднику делали фигурки всяких весёлых птиц, пекли «жаворонков» из теста и выпекали весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки» – символы солнца. Давайте посмотрим, что это…

Обрядовое пряничное печенье использовалось для «закликания весны» еще в XIX веке, в большинстве случаев его выпечку приурочивали к Масленице. Получая такое угощение, дети всегда глядят сквозь них на весеннее солнышко, радуясь свету и приходу тепла. 

- Как, по-вашему, похоже оно на солнце? Похоже тем, что круглое. И в то же время это не просто изображения солнца, а как бы переработка образа, создание наподобие его чего-то нового. Каждое из них – это солнце – радость, солнце – ликование, солнце – цветок. То есть мастерица сумела не только само солнце изобразить, но и сказать, что люди от него ждут весны, тепла и радости. Солнечный диск превращается в праздничный узор. С какой любовью и старанием мастерица выкладывала мастерица эти завитки. Вот здесь внутри круга разместился удивительный цветок, а вот это на травку похоже, кудрявую, кружевную. Сделано будто бы просто: обычные жгутики из теста уложены спиральками, петельками – и рождается такая красота! 

3. Практическая работа

После подготовки основы из картона, на который дети поместят задуманное изображение, учитель предлагает: 

- Прежде чем делать изображение солнца, давайте прочтём ему стихотворение-уговор.

4. Физминутка

Встаньте, руки поднимите, простирая их к солнцу, и повторяйте напевно:

Жавороночки,

Перепелушечки,

Птички – ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, 

Весну красную

Принесите нам.

Теперь попробуйте представить, какое у вас будет солнце. Оно должно нам рассказать, чего вы ждёте от него.

Попробуйте сочинить свой узор для весеннего печенья. Только вылепим мы его из пластилина. Из готовых жгутиков формируем печенье, в идеале это должен быть круг с  различным рисунком.

5. Выставка работ учащихся

Анализ изделий по критериям:

- оригинальность

-аккуратность

6. Подведение итогов урока