Актуальные проблемы совершенствования системы управления ДОО в условиях реализации ФГОС

Бурганова Алсу Рамилевна

Педагог-организатор, МБОУ "СОШ №26" НМР РТ, Нижнекамск, Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бурганова А.Р. Актуальные проблемы совершенствования системы управления ДОО в условиях реализации ФГОС // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 247542


 

Исследование системы управления ДОО проводилось на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» г. Нижнекамск.

Проведенный анализ деятельности показал, что учреждение достаточно стабильно в своей деятельности. Так, количество дошкольников имеет тенденцию к росту, в 2017 году по сравнению с 2016 годом число дошкольников дошкольного образовательного учреждения увеличилось на 16 человек и достигло показателя 303 человека, что говорит о востребованности в услугах данного учреждения. 

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» самостоятельно в формировании своей структуры и содержит в своей структуре подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и реализуемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания воспитанников [2].

Проанализировав систему управления кадрами в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» было выявлено, что педагоги стремятся повысить свой профессиональный уровень с учетом требований ФГОС ДО, но необходимо проявлять большую активность в самообразовании, продолжать работать в режиме интернет-технологий, в информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан», размещать свой опыт работы и достижения в личном кабинете, повышать квалификационный уровень. 

Выявленные высокие значения коэффициента текучести кадров (19,7% в 2017 г.) в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» свидетельствуют о неэффективности кадровой политики учреждения и нестабильности работы учреждения в целом за счет частой смены кадров, что отрицательно может сказаться на показателях образовательной деятельности и показывает, что учреждению ежегодно требуется привлекать новых сотрудников, а соответственно требуется затрачивать дополнительные денежные средства на их профессиональное обучение и подготовку кадров.

Для более полного анализа системы управления МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» и выявления существующих недостатков был также проведен анализ коммуникативной связи ДОО с родителями, управления материально-техническим обеспечением и нормативно-правовой базой.

В целом можно отметить высокий процент удовлетворенности деятельностью МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» среди опрошенных родителей, что позволяет сделать вывод, что созданная система управления работой ДОО позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Вопросы, на которые родители затруднялись ответить были вынесены на дополнительное анкетирование, чтобы наиболее полно изучить потребность родителей, выявить конкретные недостатки, и в дальнейшем вести работу по улучшению того и иного направления деятельности ДОО. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение должно учитываться при организации деятельности ДОО.

Таким образом, анализ системы управления МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» показал, что существуют следующие недостатки в работе ДОО: 

- высокая текучесть кадров, которая свидетельствуют о неэффективности и нестабильности работы учреждения;

- некоторые родители недостаточно владеют информацией об организации учебно-воспитательного процесса в ДОО;

- родители трудно и болезненно воспринимают период адаптации детей к ДОО;

- недостаточно оснащена развивающая предметно-пространственная среда (на 65,6%).

В связи с выявленными недостатками возникла необходимость предложить рекомендации по совершенствованию системы управления ДОО.

Был разработан проект «Инновационные методы управления дошкольной образовательной организацией». Так как информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном и управленческом процессе ДОО являются инновационными в реализации ФГОС ДО [1, c. 49], было решено применять их как средство совершенствования системы управления. При этом в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» имеются соответствующие материально-технические ресурсы и педагоги мотивированы на повышение профессиональной компетентности.

Реализация проекта позволит внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационные технологии, обеспечивающие: 

- активизацию деятельности детей, развитие их личностных качеств; 

- повышение профессиональной компетентности педагогов; 

- совершенствование коммуникации детского сада и родителей. 

Цель: внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный и управленческий процесс для создания информационно-образовательной среды, способствующей развитию системы управления ДОО, коммуникации ДОО и родителей, мотивации педагогов и развитию дошкольников. 

Описание механизмов реализации проекта:

  1. Нормативно-правовые: разработка нормативных документов, регламентирующих реализацию проекта. 
  2. Научно-методические: функционирование творческой группы по реализации проекта; разработка и мониторинг показателей, индикаторов результативности реализации практикумов по теме проекта; обеспечение педагогов рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми, методическими пособиями. 
  3. Кадровые: создание условий для подготовки, переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта; повышения квалификации, привлечение необходимых специалистов извне; создание творческих групп. 
  4. Информационные: формирование банка данных по реализации проекта; мониторинг реализации проекта, информирование общественности о ходе реализации проекта через размещение материалов на официальном сайте ДОУ, выступления на конференциях, районные семинары. 
  5. Материально-технические: приобретение медиа плейеров, интерактивной доски. 
  6. Финансовые: бюджетное и внебюджетное финансирование. 

Для улучшения системы управления дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО был разработан следующий алгоритм (рис. 1). 

 

Рис. 1. Алгоритм управления модернизацией дошкольной образовательной организации
в условиях реализации ФГОС ДО

Технология системы управления дошкольной образовательной организации требует новой системы контроля, основная цель которой состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Новая система контроля предполагает дифференцированный, индивидуальный подход к оценке качества образовательной деятельности педагогов [3, c. 15]. 

Анализ уровня профессионализма педагогов проводится по следующим критериям: 

- по уровню профессиональной компетентности: теоретическая компетентность (умение проводить рефлексию), по степени креативности (способности к творчеству); 

- обладание прогностическими, аналитическими, проектировочными умениями, умением постановки цели); 

- самоанализ, практическая компетентность (организационно-деятельностные умения, коммуникабельность, контрольно-оценочные умения); 

- по уровню профессионального мастерства (творчества): высокая общая культура, гуманистическая направленность умений, творческие и педагогические способности, постоянное совершенствование методики обучения, воспитания и развития ребенка. 

Результатами разработанного нами алгоритма совершенствования системы управления ДОО в условиях реализации ФГОС станут следующие:

- вырастет профессиональная компетентность педагогов за счет созданных условий для работы по саморазвитию, самосовершенствованию;

- уменьшится текучесть кадров, за счет работы с наставниками, психологом, методической службой, включения в творческую группу, контроля в целях выявления затруднений и оказания помощи молодым специалистам;

- улучшится коммуникативная связь с родителями, за счет вовлечения родителей в единое информационное пространство ДОУ;

- будет обогащена предметно-развивающая среда через создание электронной базы мультимедийных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

 

Литература:

  1. Бутко Е.Я. Информационные технологии в управлении персоналом образовательного учреждения // Государственный советник. 2018. № 4 (12). С. 48-52.
  2. Официальный сайт МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74» НМР РТ. URL: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou74
  3. Пастюк О.В. Менеджмент в дошкольной организации России: миф или реальность // Детский сад от А до Я. 2017. № 1. С. 14-28.