Проектно-исследовательская работа "Моя будущая профессия – повар"

Савельева Надежда Геннадьевна

Воспитатель, БОУ "Чебоксарская ОШИ для обучающихся с ОВЗ" МО ЧР, г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савельева Н.Г. Проектно-исследовательская работа "Моя будущая профессия – повар" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 247219


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение № 2. Профессиональная проба - Салата "Арбузная долька"


 

Проектно-исследовательская работа «Моя будущая профессия – повар» обучающегося 10 класса БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии Александрова Александра Юрьевича

Научный руководитель: Савельева Надежда Геннадьевна, воспитатель 10 класса

 

I. Введение

«Как живопись и музыка, 

Так и кухня – искусство. 

Живопись очаровывает глаз, 

Музыка – слух, 

А кулинария – вкус».

Моруа.

Кем быть? Какую же профессию выбрать? Как правильно сделать свой выбор? 

Данные вопросы очень сложные, и, конечно же, они имеют огромную важность, волнующую не только молодежь, но и взрослых: учителей, родителей, воспитателей. Социологами, психологами и медицинскими работниками установлено, что значительная часть выпускников школы выбирает профессии путем проб и ошибок. Из этого вытекает огромное количество не самых лучших последствий. А именно: неудовлетворительность самого человека и государства, неуверенность в себе, текучесть кадров, низкая производительность труда и дисциплина.

Хотя у меня в роду не было поваров, меня почему-то привлекает эта профессия. А также из-за давних событий, когда я помог вытащить тонущую девочку и меня наградили медалью «За спасение погибавших», начальник отдела ГИМС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Сеткин Юрий Борисович обещал принять меня на учебу, я остановил свой выбор на двух профессиях. Поэтому объектом своего исследования я выбрал проблему «Кем мне стать? Поваром или спасателем?» 

Спасатель – очень благородная профессия, но и небезопасная. Во время долгих поисков в интернете я выяснил, что в Чебоксарах нет учебных заведений МЧС. По семейным обстоятельствам в другой город на обучение не могу выехать, я решил все-таки остановиться на профессии повар. 

Поэтому цель моей проектно-исследовательской работы следующее:

«Выяснить, смогу ли я стать поваром»

Задачи:

  1. Собрать всю информацию о профессии повар.
  2. Определить свои интересы и склонности.
  3. Собрать информацию о состоянии моего здоровья. 
  4. Узнать учебные заведения, в которых я могу обучиться этой профессии. 
  5. Узнать востребована ли эта профессия.
  6. Узнать отношение моих родных и друзей к моему выбору.
  7. Осуществить профессиональную пробу.
  8. Проанализировать полученную информацию и сделать вывод.

Методы исследования:

- поиск информации в литературе, в Интернете;

- анкетирование;

- интервью;

- тестирование;

 

II. Все о профессии «Повар»

1. Немного из истории

По́вар— человек, профессией которого является приготовление пищи. Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар.

Профессия «повар» развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать – это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый «шеф-повар».

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища – основа жизни, здоровья и благополучия. 

Кулинариякак наука возникла в России лишь в конце 18 века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего питания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры– гостиницы с обеденным залом и кухней. В то же время в крупных городах России стали появляться рестораны.

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г.

Первая выставка кулинаров прошла в 1900 году, и с того времени понеслось – проведение олимпиад среди мастеров в приготовлении пищи; появление организаций, ассоциаций и обществ кулинаров. 

2. Кулинарные профессии

Повара бывают разными. Некоторые создают настоящие кулинарные шедевры, удивляя участников конкурсов, другие ежедневно кормят вкусной едой в столовых и кафе, но работа и тех и других одинаково важна. С точки зрения отдела кадров, существуют:

  • повара-кондитеры, специализирующиеся на изготовлении сладостей;
  • повара специализированных цехов (мясного, рыбного, овощного и т. д.);
  • повара-технологи, следящие за точным соблюдением технологий приготовления пищи;
  • шеф-повар или главный повар– мастер-универсал, обладающий ещё и незаурядными организационными способностями.

3. Профессиональные обязанности повара

  • Прием сырья и его переработка (отбор сырья по ГОСТу, проверка его качества, взвешивание и отмеривание, просеивание, чистка, переработка различных видов сырья);
  • Подготовка полуфабрикатов;
  • Хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • Приготовление холодных закусок;
  • Приготовление горячих блюд;
  • Оформление блюд перед подачей на стол;
  • Приготовление и оформление блюд по заказам для торжественных мероприятий
  • Дегустация готовой продукции.
  • Составление меню.
  • Участие в профессиональных конкурсах.
  • Повышение квалификации.

 

4. Какие качества нужны, чтобы стать хорошим поваром

Способности

  • ручная ловкость
  • выносливый физически
  • тонкие вкусовые ощущение
  • хорошо развитое обоняние
  • хорошее зрительное восприятие цвета
  • хорошо развитый глазомер
  • высокое развитиезрительной образной памяти, вкусовой, обонятельная и двигательной памяти
  • достаточное развитие долговременной словесно-логической памяти
  • творческое воображение
  • чувство времени

Личностные качества, интересы и склонности

Чтобы стать хорошим поваром, нужно быть:

  • ответственным;
  • аккуратным;
  • доброжелательным и приветливым;
  • оригинальным;
  • изобретательным;
  • расторопным;
  • чистоплотным.

Качества, препятствующие работе повара

  • Нечистоплотность
  • Неряшливость
  • Невнимательность
  • Чрезмерная медлительность
  • Медицинские противопоказания (кожные заболевания, венерические болезни, хронические заболевания легких, снижение остроты зрения, эпилепсия)

 

5. Где можно получить профессию повара

Выучиться на повара можно:

  • Чебоксарском техникуме технологии питания и коммерции (ЧТТПиК) по специальности повар и кондитер. После 10 класса – год обучения 2 года 10 мес. При подсчете среднего балла учитываются оценки по всем предметам. Средний балл учитывается до второго знака после запятой. При равенстве баллов преимущественным правом на зачисление пользуются абитуриенты, имеющие более высокие оценки по профильным дисциплинам - физика, химия, биология. На 2016 год планируется 150 бюджетных мест.
  • Чебоксарский кооперативный техникум, специальности повар и кондитер, только после 12 класса на срок обучения 10 мес.

 

6. Куда устроиться на работу

Повара требуются в столовых, кафе, ресторанах и барах. Кроме того, есть места специального питания в образовательных учреждениях, на предприятиях, в больницах. Некоторым нравится работать личным поваром в домах зажиточных людей. Заработная плата повара зависит от его разряда. Разряд повышается параллельно времени успешной работы. Карьерный рост весьма возможен: от помощника повара до шеф-повара. Кроме того, можно закончить ВУЗ и стать технологом. Говорят, что хороший повар не готовит, а творит, причём везде и всегда, плохой же – работает и причем только на работе. 

 

7. Социальная значимость профессии в обществе

Профессия всегда будет востребованной до той поры, пока человеку будет хотеться кушать в особой атмосфере. Удавшийся банкет считается тот, где хорошо кормили – будь то день рождения, свадьба или корпоратив. Еда давно стала частью бизнеса. Партнёров нужно вкусно накормить в хорошем ресторане, а потом решать важные вопросы.

 

8. Обзор статистики зарплат профессии повар в Чебоксарах

Согласно статистике одного из популярных порталов для работодателей и соискателей, средняя зарплата повара в России — чуть меньше 40 тысяч рублей. Минимальные ставки — около 7 тысяч, а максимальные переходят порог 300 тысяч рублей. При этом они зависят от региона, уровня заведения, разряда повара, его специализации и круга обязанностей.

В Москве и области, Санкт-Петербурге – среднее жалованье этих работников от 40–120 тысяч рублей.

В Чебоксарах она составляет не более 17000 рублей. 

Начинающий кондитер, который только закончил профессиональное учебное заведение (2–3 разряд), может рассчитывать на доход — 6 тысяч рублей в регионах и 10 – в Москве. В это время выпускник работает на должности ученика или помощника под руководством более опытного повара.

Я решил узнать зарплату наших школьных поваров, взял у них интервью. Шеф-повар нашей школы получает зарплату 14 тыс. руб., а повара – 13 тыс. руб., но это с учетом того, что продолжительность рабочего времени у них больше положенного. Конечно, зарплата для молодого человека маленькая, но чтобы получить первый необходимый опыт придется работать. 

 

9. На кого равняться в этой профессии

Земля русская всегда славилась своими талантами: полководцы, политики, инженеры и медики. Но есть одна категория людей, которые выделяют по-особому – это, конечно же, профессиональные повара, завоевавшие популярность не только в России, но и за ее границами, а также ставшие наставниками для многих начинающих 

Сергей Капуста – шеф-повар, который получил почетный приз одного из самых престижных конкурсов мира «Вкус жизни». Человек очень талантлив и изобретателен. По словам жюри шоу (да и самих посетителей ресторана «Панорама», где Сергей работает) его блюда являются оригинальными, а их вкус заставляет расплываться в довольной улыбке даже самых требовательных людей.

 

III.Составляющие выбора профессии: могу - хочу – надо

  1. Информация о профессии повар собрана.
  2. Совместно с воспитателем Савельевой Н.Г. пройдена диагностика моих интересов и склонностей по «Карте интересов» А.Е Голомштока, обработана (приложение 1, бланк ответа).
  3.  Медицинских противопоказаний для профессии повар у меня нет, медосмотр в военкомате я успешно прошел. 
  4. Где в моем городе можно получить эту профессию, узнал через Интернет, а также во время весенних каникул посетил несколько техникумов, в частности ЧТТПиК.
  5. Отношение моих родных и друзей к моему выбору положительно. 
  6. Профессиональная проба – салат «Арбузная долька» (приложение 2).
  7. Остается сделать вывод о том, смогу ли я стать поваром.

 

IV. Выводы.

Результаты исследований

Опросник«Карта интересов» А.Е. Голомштока предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности (приложение 2). Необходимо ответить на 174 вопроса положительно или отрицательно. 

  1. Степень выраженности моего профессионального интереса проявляется в следующим сферах: легкая и пищевая промышленность, сфера обслуживания, интерес выражен слабо (но есть) к биологии, химии, физике, которые как раз мне нужны для обучения на повара.
  2. Мои интересы, способности, склонности совпадают с требованиями профессии.
  3. По состоянию здоровья я пригоден для этой работы. 
  4. Получить образование я могу в моем городевЧебоксарском техникуме технологии питания и коммерции.
  5.  Эта профессия востребована.

Выводы. В результате исследований, я выяснил, что смогу стать поваром, так как мои интересы, способности, склонности совпадают с требованиями профессии. Остается самосовершенствоваться и саморазвиваться.

 

VСписок литературы

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2005.
  2. Сборник профессиографических описаний основных массовых профессий. Брянск, 1994 
  3. Технология 9 класс. Профессиональное самоопределение / А.Н. Бобровская. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Симоненко В.Д. Технология основных сфер профессиональной деятельности: учебник для учащихся 9 класса. М.: Вентана-Граф. 2006.
  5. Чистякова С.Н., Умовская И.А., Родичев Н.Ф. Твоя профессиональная карьера. Просвещение, 2000.