Цели и задачи управления ДОО в условиях реализации ФГОС

Бурганова Алсу Рамилевна

Педагог-организатор, МБОУ "СОШ №26" НМР РТ, Нижнекамск, Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бурганова А.Р. Цели и задачи управления ДОО в условиях реализации ФГОС // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 243973


 

Преобразование содержательно-целевых направлений дошкольного образования обуславливает иные методы анализа результативности системы управления ДОО, связанные с специфической «перестройкой» мировоззрения педагогических и управленческих кадров, направленные на раскрытие главных тенденций образовательного развития общества, основных запросов сформировавшегося рынка образовательных услуг, периодического изучения сообразных запросов общества, родителей и детей в плоскости образования, реализуемой возможности адекватного ответа на образовательные вызовы нашего времени.

Под управлением в образовании понимается «специально организованное взаимодействие руководящих и управляемых систем, обращенное на улучшение и гуманизацию процесса образования, рост результатов образования» [6, c. 13].

В данном отношении формируются основные задачи, направленные на воплощение на этапе управленческого внедрения в образовательной организации основных положений ФГОС ДО: установление комплекса проектов, программ в направлении целостной инновационной политике образования; регулярное обновление ресурсного оснащения и контролирование процесса осуществления педагогических нововведений; обучение и переподготовка педагогических кадров в направлении внедряемых нововведений, а также организация гуманистически направленной образовательной среды, максимально позволяющей реализовать общественные векторы образовательного развития личности [7].

При всем этом управление педагогическими кадрами - постоянной командой сотрудников образовательной организации - обозначается как одна из особо значимых управленческих сфер, обращенная к особому, «человеческому измерению» активности ДОО, что напрямую касается, прежде всего, личностно-развивающей проблематики дошкольного образования в многостороннем формате «сохранения уникальности и самоценности детства», где роль каждого педагога, включая управляющего, тяжело переоценить.

По мнению Н. Маусова, управление персоналом является непрекращающимся процессом, ориентированным на целевое изменение мотивации работников, с целью достижения от них предельной эффективности, а, вследствие этого, высоких окончательных результатов [5, c. 109].

А.Я. Кибанов и Д.К. Захаров характеризуют управление персоналом как совокупность административных (организационных, финансовых, правовых) направлений, которые обеспечивают гармонирование количественных и качественных характеристик работников и ориентированности их трудового поведения на цели и задачи организации [3, c. 18].

Немецкие ученые Р. Марр и В. Вебер считают, что управление персоналом представляется сферой деятельности, свойственной для всех организаций, и ее первостепенная задача заключается в обеспечении организаций персоналом и целевом использовании персонала [4, c. 37].

Система управления персоналом представляет собой совокупность подсистем, отображающих отдельные стороны работы с персоналом и определенных для выработки и реализации эффективного влияния на него.

Проанализировав различные авторские определения можно заключить, что управление персоналом дошкольной образовательной организации – это организованное взаимодействие руководителя и сотрудников, которое предполагает понимание, единство целей, взаимодоверие, которое в свою очередь направленно на оптимизацию самого процесса образования, на улучшение эффективности образования. Система управления персоналом в ДОО считается подсистемой в системе управления организацией, поэтому, с одной стороны, цели самой системы управления персоналом должны быть объединены с целями деятельности и развития ДОО; с другой стороны, цели системы управления персоналом должны быть объединены с потребностями самого персонала ДОО.

Основной целью системы управления персоналом является обеспечение педагогическими кадрами, их рациональное использование, профессиональное и общественное развитие с помощью:

  • формирования действенной политики управления персоналом;
  • прогнозирования и планирования кадров;
  • становления результативного механизма мотивации и системы социального обеспечения [2, c. 40].

В качестве первостепенных функций системы управления персоналом ДОО выделяются:

  • линейное руководство;
  • планирование и исследование персонала;
  • руководство найма и учета персонала;
  • руководство трудовыми отношениями;
  • обеспечение подходящих условий труда;
  • руководство за развитием персонала;
  • руководство мотивацией персонала;
  • руководство социальным и педагогическим развитием;
  • формирование организационной структуры управления.

Основные задачи системы управления персоналом в ДОО – обеспечение четко налаженной образовательно-воспитательной работы, введения научно-аргументированных форм организации управления, своевременного и действующего внутреннего инспектирования, коррекционного педагогического влияния на воспитанников с особенными образовательными потребностями, финансовый интерес персонала [2, c. 41].

Объектом управления образованием на уровне ДОО представляется деятельность участников образования, сплоченных в единую организацию, которые подчиняются правилам и нормам конкретной образовательной организации (образовательной системы) и исполняющих установленную или общую работу по образованию детей и самих себя (в зависимости от основной политике управления) в согласовании с педагогическими, экономическими, правовыми, организационными и коллективными требованиями.

Управление содержит в себе руководство деятельностью, руководство людьми, руководство связями вне организации, последующее улучшение управления деятельностью организации и коллективом, а кроме того отношениями организации [2, c. 42].

В настоящее время в дошкольном образовании формируется новое воззрение на компетентность и профессионализм педагогического персонала. Главное преимущество отдается не узкому педагогу-исполнителю, а педагогу-наставнику, который умеет решать неоднозначные задачи, налаживать человеческие отношения, владеющему большим количеством гуманистически нацеленных основных компетенций, в том числе предприимчивость, тяга к самосовершенствованию, креативному взаимодействию и сотрудничеству.

Данное очень важно, потому что в преобладающих реалиях российской экономики одним из обусловливающих условий результативности введения главных идей и положений ФГОС ДО обозначается положительная динамика характеристик конкурентоспособности ДОО, непосредственно объединенная с увеличением творческого потенциала педагогов и результативной реализацией инновационных подходов к системе управления персоналом.

В современных условиях построения целедостигающих стратегий и тактик руководитель ДОО должен владеть развитой способностью адекватной оценки сформировавшейся социокультурной (образовательной) ситуации в ее действующем, прогностическом и рискологическом аспектах, что подразумевает сосредоточенное воплощение целого ряда управленческих действий, выборов и инициатив:

  • исследование и разработка нормативных и правовых основ деятельности ДОО в условиях управления процессом внедрения ФГОС ДО, в том числе и в сфере улучшения условий труда педагогического персонала и увеличения степени корпоративной поддержки и социальной защиты; 
  • обеспечение интеграции образовательной организации, семьи и общественного круга в инновационной сфере единого развития; 
  • проектировка и осуществление развивающей образовательной среды; 
  • педагогическая корректировка методического материала, сопровождающего образовательный процесс, для улучшения условий социализации и индивидуализации самих воспитанников; 
  • направление педагогического персонала на инновационную деятельность в результативной совместной работе со всеми заинтересованными лицами, прежде всего, с детьми и родителями; 
  • современное обогащение компонентов образовательного управления за счет организации коллективных консультационных групп, инициативных объединений и союзов педагогов, родителей, представителей общественности, попечителей; 
  • пополнение материально-технической и информационно-компьютерной основы ДОО в согласовании с требованиями ФГОС ДО; 
  • улучшение управленческой и профессиональной компетентности педагогического персонала в системе беспрерывного образования и самообучения, развитие современных видов педагогического самоуправления, направленных на обнаружение возможных потенциалов образовательного роста и, в данном отношении, развитие способностей к принятию независимых, персонально-коллективных решений, управленческих новшеств и творческих инициатив;
  • увеличение диапазона дополнительных образовательных услуг, в наибольшей степени полно соответствующих запросам и желаниям детей и родителей, а также основополагающим целям образовательной деятельности ДОО [1, c. 90].

Таким образом, управление педагогическим персоналом в ДОО в условиях реализации положений ФГОС ДОО подразумевает, на всех вероятных стадиях своего воплощения, прежде всего, актуализацию гуманистического потенциала сферы непринужденного общения, что обуславливает осуществление ценностей личностно-ориентированного подхода в управлении, активизируя всех ее участников к творческой совместной работе и результативному взаимодействию в всестороннем процессе введения образовательных новшеств и инициатив.

Под системой управления подразумевается комплекс скоординированных, взаимозависимых между собой действий, нацеленных на достижение поставленной цели организации. 

Система управления педагогическим персоналом в ДОО содержит несколько стадий: формирование, применение, стабилизацию управления, разногласие, адаптирование, управление, персонал, мотивация (рисунок 1).

 

Таким образом, управление дошкольной образовательной организацией – это некоторым образом организованное взаимодействие руководящих и управляемых систем, сориентированное на улучшение и гуманизацию образовательного процесса, улучшение его результативности. Система управления персоналом в ДОО представляется подсистемой в общей системе управления организацией, следственно цели системы управления персоналом должны быть взаимосвязаны как с целями функционирования и развития ДОО, так и с потребностями работников ДОО.

 

Литература:

  1. Белоусова С.А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. № 15. С. 89-95. 
  2. Еремина Е.Г. Управление персоналом в сфере образования в условиях реформирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 10. С. 40-42.
  3. Кибанов А.Я. Стратегическое управление персоналом: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: ИНФРА-М, 2010. 216 с.
  4. Марр Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Р. Марр, В. Вебер. М.: Дело, 2014. 218 с.
  5. Маусов Н.К. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 6. С. 109-114.
  6. Пуденко Т.И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций / Т.И. Пуденко, Т.Н. Богуславская // Управление образованием. 2015. № 2. С. 13-16. 
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. № 265.