Значение развития декоративного творчества дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами

Мармузова Светлана Викторовна
Индутенко Галина Николаевна
Норцова Светлана Сталиевна

Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мармузова С.В., Индутенко Г.Н., Норцова С.С. Значение развития декоративного творчества дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 237948


 

Узнать традиции своего края, его национальные богатства, детям помогает народное творчество. Данный вид деятельности понятен и доступен детям. Одним из факторов гармоничного развития личности дошкольников является декоративное прикладное искусство. С помощью общения детей с народным искусством происходит обогащение души малышей, прививается любовь к Родине. Декоративное прикладное искусство хранит и передаёт новым поколениям уникальные национальные традиции и выработанные русским народом формы эстетического отношения к окружающему нас миру.

МДОУ «Центр развития ребёнка №6» п. Пролетарский работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Данная программа является усовершенствованным вариантом, она построена на реализации принципа: обеспечить учёт национальных традиций и ценностей в дошкольном образовании. Она направлена восполнить недостаток эмоционального и духовно-нравственного воспитания детей. Народное искусство вполне доступно для понимания дошкольников: образное, яркое, идущее от души нашего народа. 

В первую очередь, во многих промыслах создавались удивительные, необычные игрушка для забавы малышей. Такие игрушки очень просты внешне и самобытны, но вместе с этим, сколько выразительности в образе, сколько народной мудрости вложено в нее. 

Тема развития творческих способностей вызывает интерес людей в любые времена. В современном мире, в нашу эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все сложнее и разнообразнее. От человека требуется не шаблонные, привычных детям действия, а гибкость мышления, подвижность. Необходима быстрая адаптация и ориентация к возникающим новым условиям, творческий подход ребят к решению малых проблем и больших. Необходимо учесть то, что практически во всех профессиях постоянно возрастает роль умственного труда. В современном мире все больший процент исполнительской деятельности, физического труда перекладывается на машины. 

Учитывая данную тенденцию можно с уверенностью отметить, что самой существенной частью его интеллекта следует признать, творческие способности человека. В связи с этим задача развития декоративного творчества - одна из наиболее важных задач в формировании современного подрастающего поколения. Мы знаем, что все культурные ценности, накопленные людьми, являются результатом творческой деятельности человечества. Следовательно, насколько человеческое общество продвинется вперед в ближайшем будущем, определяться широтой творческого потенциала подрастающего поколения.

Значительное внимание всестороннему, творческому развитию ребёнка в своих трудах уделяли такие педагоги, как Жиров М.С., Казакова Т.Г., Запорожец А.В., Соломенникова О.А. Данные педагоги находили в решении этой проблемы широкие потенциальные педагогические возможности. В процессе знакомства с декоративным искусством происходит постижение дошкольниками условий существования культурных традиций общества, народных обычаев, а также развитие творческих качеств личности подростков.

Народное декоративное творчество пришло к нам из глубины поколений, из глубины веков. Оно сформировалось в народной, крестьянской среде - в среде мастеров-ремесленников, в среде хлеборобов. Поэтому исходя из условий социального статуса родителей из колорита нашей местности, взрослым и малышам это близко и понятно по духу.

В современном мире интерес к изделиям художественных народных промыслов и самобытной народной игрушке значительно возрос.

Народная, традиционная, необычная игрушка на протяжении многих веков оказывала во многом, значительное влияние на развитие творческих способностей и воспитание личности в целом. Всегда особенное значение имел материал из которого создавались народные игрушки. Современные учёные доказали, что обычная, в отличие от пластмассовой, тряпичная кукла, часто очень нарядной, снимает возникающий психологический барьер между дошкольником и «миром больших вещей» очень эффективно. Такие интересные тряпичные народные куклы воспитывают небоязливое, ласковое отношение к окружающему миру. 

Удивительные игрушечные «свистелки», изначально призванные в народном творчестве отгонять злых духов, демонов, от ребенка являлись для ребят и первыми удивительным «музыкальными инструментами», с которыми знакомился дошкольник. Глиняные и деревянные, берестяные и из лозы, соломенные и тряпичные- они свистели, шуршали и тукали, трещали. Такие игрушки – это настоящий праздник народного творчества, смекалки нашего народа. 

Изготовленные из натуральных материалов, такие игрушка уже с дошкольного возраста знакомят ребят с природой родного края, воспитывают творческое отношение к окружающему миру. Народная игрушка является не только предмет для восхищения, любования и забавы. Она, изготовлена руками ребёнка, что приобщает ребёнка к увлекательному миру абстрактных представлений, образов, способствует формированию декоративного творчества детей. 

Уникальные народные игрушки удивляют своей выразительностью формы, простотой которая передаёт малышам всё самое значительное, самое характерное. Из старинной детской забавы она постепенно, со временем превратилась в настольную декоративную скульптуру. В современном интерьере её охотно используют для украшения помещения. Подобно родной речи, песне, сказке, народная декоративная игрушка является уникальным наследием человечества. Тысячелетиями она воспитывала подрастающее поколение, проверена любовью малышей к ней, детской игрой. В пришедших из глубины веков народных игрушках нет надуманности. Декоративные игрушка сформировалась в тот период времени, когда интересы малышей и взрослых были близки друг к другу, когда творческое развитие всей семьи имело много общих черт, когда в мироощущении и психике тех и других была естественная душевная близость.

Воспитывать у дошкольников бережное и внимательное отношение к окружающему миру помогают изделия народных мастеров, так как декоративно-прикладное творчество родного края по своим мотивам близко к природе. Художники веками рассматривали, наблюдали красоту птиц, мир животных, разнообразие растений, чувствовали и видели гармонию окружающего мира природы. В течении длительного периода развития декоративного творчества ее красота, разумность, упорядоченность, соразмерность нашли отражение в узорах народных художественных росписей. В изображениях таких росписей мы видим птиц, животных, человека, растительные узоры, орнаменты родного края. Изделия декоративного искусства помогают дошкольникам почувствовать и понять, что человек – часть природы, и непосредственно это является основой для гармоничного, всестороннего развития подрастающего поколения. 

Декоративно прикладное творчество близко и понятно, оно учит дошкольников видеть и понимать окружающий мир. Данные качества, очень ярко проявляющиеся в русской народной игрушке, ориентируют нас, на внимательное ее изучения. Нацеливают нас на возрождение, осмысление народной игрушки, широкое ее применение в педагогической практике дошкольного учреждения.

В нашем дошкольном учреждении происходит знакомство детей с национальными, традиционными художественными промыслами. Дети воспроизводят образцы народного творчества, мастерят игрушки в самостоятельной, музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности.Игрушки из натуральной глины целесообразны и выразительны. 

Знакомя дошкольников с историей народных промыслов, мы посещаем выставки в школе искусств, ДК, в детском саду. Дети тянутся к ярким каргопольским, дымковским, филимоновским, борисовским игрушкам, гжельским статуэткам. Они с удовольствием рассматривают русские матрешки, городецкие изделия, палехскую живопись, хохлому, жостовскую роспись. 

В результате проводимой работы дети учатся различать виды народных промыслов. Согласно символике они обосновывают взаимосвязь народного творчества и природы. У дошкольников формируются твердые знания об истории возникновения народного промысла, специфике цвета и формы, особенностях изделий. Дети усваивают средства выразительности (формы, линии, цветовой гаммы, композиции).

Дошкольники учатся создавать узор согласно заданному виду, ориентироваться, как на листе бумаги, так и, расписывая уже готовые заготовки изделий народного промысла, созданные своими руками. У детей формируется умение работать творчески, расписывать без образца. У дошкольников формируются навыки самостоятельного объяснения своих действий и замыслов. У ребят появился интерес к декоративно-прикладной деятельности как на занятиях, так и в свободное время в саду и дома. Взаимоотношения в среде детей стали более ровными, практически бесконфликтными, доброжелательными. 

Применение интересных приемов работы увлекают дошкольников, развивают их фантазию, творчество. Необходимо так же учитывать, что для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, создать универсальные формы общение между ними. Установление доверительных взаимодействий с семьями воспитанников на основе доброжелательности и сотрудничества является залогом успеха в процессе знакомства с декоративно прикладным творчеством. Родители с увлечением оказывают творческую помощь в создании оригинальной развивающей среды, в проведении развлечений, праздников.

Художественные народные промыслы – они сейчас, как и раньше, в большей степени предназначены для развития культурных потребностей дошкольников, хотя практически всё, производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.

Каждому всесторонне развитому человеку, необходимо сохранить память, преумножить и развить то, что с таким трудом создавалось многими поколениями, знать кладезь мудрости своей малой родины, истоки своего народа.

 

Литература:

  1. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
  3. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
  4. Изобразительная деятельность в д/с: учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. Цветной мир, 2012.