Межпредметная интеграция как фактор повышения учебной мотивации у младших школьников

Прокопенко Евгения Михайловна

Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №17", г. Старый Оскол

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Прокопенко Е.М. Межпредметная интеграция как фактор повышения учебной мотивации у младших школьников // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 244530


 

«Всякая новая ступень в развитии опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень возникает не иначе, как на основе предыдущей». 

Л.С. Выготский

Одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации у младших школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Отсутствие мотивов к получению образования у основной массы учащихся является следствием снижения базовых показателей образованности выпускников [1].

Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

Для использования межпредметных связей в процессе обучения можно привести следующие аргументы:

  • «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
  • «широкая возможность для расширения кругозора младших школьников»,
  • «развивается умственная деятельность»,
  • «появляется желание учиться».

Решение проблемы межпредметных связей всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский.

Например, русский педагог К.Д. Ушинский [2] разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте, основанный на интеграции письма и чтения. Именно в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, т.к. по замыслу автора, он позволял приспособитьи слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности (письма и чтения) для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. 

Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, интегрально отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих все возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности. Поэтому исследования учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметной интеграции, и ее роли в совершенствовании процесса обучения, в том числе в начальной школе приобретают особую актуальность.

Теоретическое обоснование и разработка основных принципов межпредметной интеграции на этапе начального образования является фактор повышения учебной мотивации у младших школьников.

Задачи межпредметной интеграции:

  1. Определить психолого-педагогические основы межпредметной интеграции в рамках развивающего обучения младших школьников.
  2. Разработать содержание обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, реализующие принципы межпредметной интеграции.
  3. Проверить эффективность разработанных методических средств на практике и в экспериментальной работе.

Теоретическая значимость заключается в разработке основных компонентов дидактической системы обучения младших школьников, реализующей межпредметную интеграцию.

Практическая значимость: повышение учебной мотивации у младших школьников, заинтересованность учебным процессом и его результатом. 

Интеграция может осуществляться среди различных учебных предметов: 

  • русский язык - чтение;
  • чтение - окружающий мир;
  • чтение - русский язык - окружающий мир.
  • математика – окружающий мир

В рамках интегрированного курса учителя могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход. В нем за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема. 

Новизназаключается в использовании системного подходав применении методов и приёмов, нацеленных на повышение учебной мотивации через реализацию интегрированных уроков в начальной школе.

Мотивация к обучению может быть устойчивой только тогда, когда сам процесс интересен ученику. Этот интерес должен постоянно поддерживаться учителем, а значит, требует разнообразия. Посредником между ребенком и окружающим миром является предметное действие. 

При использовании интегрированного подхода можно применять следующие методы и приемы: беседы эвристические; метод проблемного обучения; метод конкретных исследований; дискуссии; игровое моделирование; учебный диалог; самостоятельные работы; словесное рисование; написание сочинений, связных текстов, диктантов разного характера; творческие работы учащихся [3].

Межпредметная интеграция очень привлекательна и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. 

Введение интегрированной системы может способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Включение в урок элементов интегрирования не только является одним из источников новых знаний, но и помогает снять утомляемость учащихся, оживить процесс обучения.

 

Литература:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с. 
  2. Ильина О.И. Интеграция в начальной школе // Сборник научно- практической конференции, 2006. С. 156.
  3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. М.: ВАКО, 2004. (В помощь школьному учителю).