Конспект фольклорного праздника "Кузьминки - об осени поминки" (для детей старшего дошкольного возраста)

Попова Надежда Ивановна
Соловьева Екатерина Леонидовна

Старший воспитатель, МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Кораблик", п. Шипицыно, Котласский район, Архангельская область
Воспитатель, МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Кораблик", п. Шипицыно, Котласский район, Архангельская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Попова Н.И., Соловьева Е.Л. Конспект фольклорного праздника "Кузьминки - об осени поминки" (для детей старшего дошкольного возраста) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 228504


 

Актуальность:

Известно, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы систематизируется знания детей по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности. Дошкольники получают возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действии. Обращение к предметному миру интересно и доступно ребёнку и является действенным средством воспитания исторического сознания. 

Проблема:

Как жили русские люди? Какие обычаи и традиции соблюдали? Во что одевались? Как работали и как отдыхали? 

На эти и на многие другие вопросы дети не могли дать обоснованного ответа. Также воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать различные выставки, музеи народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей. У современных детей возникают трудности в понимании сказок, загадок, закличек, поговорок, так как  во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из обихода.

Место проведения: музей детского сада  «Русский колорит»  

Цель: формирование у детей знаний о русских традициях и обрядовых праздниках, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  1. Познакомить детей с обычаями и обрядами русского народа, связанных с праздником Кузьминки. 
  2. Активизировать речевую деятельность, побуждать к словотворчеству, через разучивание потешек, поговорок, небылиц.
  3. Формировать полоролевую социализацию. Закреплять представления о качествах мужественности и женственности и соответствующем поведении. 
  4. Закреплять умение выполнять совместные действия в хороводе.
  5. Воспитывать чувство гордости за русский народ воспитывать интерес к народному искусству и желание нести людям радость добро хорошее настроение.

Ход праздника

В зале стоит стол с самоваром, лавочка, печка. Воспитатель в роли хозяйки. Хозяйка ждет гостей.

- Дует ветер, снег идет, холодно на улице,

А в избе у нас тепло, печка топится.

Жду гостей к себе давно…(Стук в дверь, входят дети)

Ой, вы гости дорогие, девки красные, парни удалые

Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

- Добрый день гости желанные, милости прошу на «Осенины». Ровным кругом мы пойдем, хоровод мы заведем. (Проводится народная игра «Облупа») 

- Я предлагаю вам устроить посиделки. А что такое посиделки? 

Приглашаю детей присесть на лавочки. Спрашиваю - Какой сейчас месяц?

Дети: «Ноябрь».

Хозяйка рассказывает: В ноябре празднуют праздник «Кузьминки». В народе говорят: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы». Давно на Руси жили кузнецы Демьян и Кузьма. Они были добрыми, их называли бессеребрянники, т. е. денег за свою работу не брали. Их за работу кормили кашей. Ведь на Руси есть такая поговорка «Щи да каша – пища наша». Вот в честь этих кузнецов и назвали проводы осени и встречу зимы «Кузьминки». В эти дни устраивали посиделки, девушки приглашали парней и гуляли до утра. Чествовали уходящую осень. Играли в игры, водили хороводы. Я вас тоже приглашаю в хоровод. Кто из вас закличет детей в хоровод?

Ребенок: «У Арсенья, у ворот вьется, вьется хоровод. Как Арсений выходи и ребяток выводи». (Проводится народная игра «На горе-то калина»).

- Хорошо поете, хорошо танцуете. А я знаю такую припевочку – шутку.

- Ваня, Ваня простота

  Купил лошадь без хвоста

  Сел задом наперед

  И поехал в огород.

- А вы, знаете, что такое небылицы?  (Дети отвечают и по очереди рассказывают, выученные заранее небылицы) (Приложение)

Скоро вы вырастите и станете взрослыми. Мальчики – мужчинами, а девочки – женщинами. Девочки,  какими вы хотите видеть мальчиков в будущем?

Ответы девочек: смелыми, сильными, храбрыми, веселыми, мужественными, любящими, заботливыми, умными и т. д.

- А мальчики, какими хотят видеть девочек?

Ответы мальчиков: красивыми, нарядными, нежными, заботливыми, любящими, умными.

- Мне интересно, а вы знаете, чем занимались мужчины и женщины в старину?

Ответы детей: мужчины сеяли, пахали, дрова рубили, на войну ходили, охоту, косили и т. д., женщины детей растили, учили грамоте, шили, вязали, по воду ходили и т. д.

- Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

  1. Три сороки тараторки тараторили на горке.
  2. Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
  3. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
  4. Несёт сено Сеня в сени, спать на сене будет Сеня.
  5. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

- Хозяйка.  Ай да молодцы! Славно у вас получается.

- А еще долгими, осенними вечерами наши предки сочиняли и рассказывали сказки. А как же называются сказки, сочиненные народом?

Дети: такие сказки называются народными.

- А какие народные сказки вы знаете? (ответы детей)

- Я предлагаю вам игру «Стою, на кого смотрю». Тот на кого смотрю, положит листочек в корзинку и скажет что-нибудь об осени на прощание с ней. (Ответы детей)

- Эй, девчонки хохотушки запевайте-ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей. Подпевайте молодцы, ну а ты народ – пляши. Девочки исполняют частушки.

 

1. Девки, пойте, девки, пойте,

Веселитесь от души.

Хороши Кузьминки наши,

И мы тоже хороши.

 

2. Не хотели мы плясать,

Стояли и стеснялися,

А Кузьма заиграл-

Мы не удержалися.

 

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком-

Думала подружки.

 

4. По деревне мы шли

И Кузьму увидели.

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

 

5. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

 

6. Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души-

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

 

Хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением.

- Я  вас к чаю приглашаю!

Чай горячий – наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает,

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

- Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на здоровье.

 

Литература:

  1. Князева О.Л. Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2016.
  2. Дыбина О.В. «Что было до…». Игры путешествия в прошлое предметов. М.: Сфера, 2001.
  3. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 

Небылицы:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

***

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

***

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

***

Из-за леса, из-за гор 

Едет дедушка Егор 

На булановой телеге, 

На скрипучей лошади. 

Сапоги на нем с карманом, 

А жилетка с каблуком. 

Подпоясался дубиной, 

Опирался кушаком.

***

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

***

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж!