Система работы детского сада по формированию патриотических чувств через преемственность поколений

Майстрёнок Елена Петровна

Старший воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад № 25", Омск, Омская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Майстрёнок Е.П. Система работы детского сада по формированию патриотических чувств через преемственность поколений // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 216143


 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в настоящее время стало одним из полноправных направлений образовательной и воспитательной работы. Постановлением правительства от 30.12.2015 года № 1493 утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». В этой программе отражена гражданская и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании.

Патриотическое воспитание определяется в программе как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом [2].

Актуальность состоит в том, что патриотическое воспитание позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
  • между стремлением образовательных учреждений к формированию гражданина, патриота и недостаточностью этого стремления в семье;
  • между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, нами была определена следующая проблема:создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада, семьи школы и других социальных партнеров. Главным здесь является целенаправленность и системность работы, повышающие уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающие целостность всего воспитательного процесса.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям [3].

Создание содружества, взаимодействия и преемственности детского сада, семьи, школы и социальных партнеров, а так же их согласованная деятельность в ходе совместных мероприятий, наша главная цель, которая способствует повышению у дошкольников уровня патриотизма и гражданственности.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:изучение и анализ теоретических основ патриотического и гражданского воспитания в России; разработка эффективных форм патриотического и гражданского воспитания в непосредственно образовательной деятельности, жизни дошкольников вне детского сада.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию в нашем детском саду ведется по нескольким направлениям.

С целью воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, ветеранам ВОВ в нашем детском саду ведется следующая работа:

  • знакомство дошкольников и расширение их представлений о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, города Омска и Омской области (плакаты, картины, беседы, чтение книг);
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, её народов, интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России (экскурсии, сюжетно-ролевые игры, торжественные мероприятия, проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, проведение мероприятия. «Уроки мужества», посвященного 75-летию победы в Сталинградской битве; сотрудничество с советом ветеранов нашего округа: регулярно приглашаем ветеранов на праздники «День пожилого человека», 8 марта, праздники осени, 9 мая);
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения, ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, культурой народов, населяющих город Омск и Омскую область (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, творческих фестивалей «Семейный марафон», «Фестиваль национальных культур», праздников, экскурсий, ежегодное участие в межрегиональном фестивале «Единство во имя мира», являясь базовой площадкой Омской епархии мы проводим семинары и мастер-классы для педагогов города: например, сказка «Старание и труд к счастью ведут»)

В целях воспитания нравственных чувств и этического сознания дошкольников, формирования у них таких ценностей как справедливость милосердие честь достоинство уважение к родителям равноправие, ответственность и чувство долга, миролюбие; воспитания трудолюбия,уважения к труду, целеустремлённости и настойчивость, бережливости в нашем детском саду ведется работа по:

  • получению первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры (в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, художественных выставках и др.);
  • участие в проведении мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения в игровых программах, соревнованиях. Систематическая работа по формированию здорового образа жизни: соревнования совместно с родителями, спортивные развлечения совместно с учениками лицея 145, участие в городской акции – коллективная зарядка «Омичу все по плечу», Всероссийском проекте «Супергерои против простуды и гриппа»;
  • посильное участие в заботе о природе(сотрудничество с лицеем № 145: трудовые десанты, совместные игровые программы; трудовые десанты совместно с родителями по благоустройству территории; конкурсы в ДОУ «Лучшая клумба», «Лучший огород на окне», «Лучшая грядка»; участие в акции «Сдай макулатуру – посади дерево», «Разделяй и сохраняй», «Чистый город»).

Такие совместные мероприятия, на которых воспитанники приобщаются к культурным традициям своего народа, помогают воспитывать патриотов, любящих родину, и закладывают в их души и сердца прочный фундамент истинного патриотизма. Уже видны плоды работы: дети с интересом включаются в деятельность, становятся победителями конкурсов и акций. Родители, видя успехи и заинтересованность детей – активнее принимают участие в жизни детского сада.

Педагоги детского сада тоже являются примером для малышей: активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах (спортивных, творческих), занимают активную гражданскую позицию

В дальнейшем мы планируем реализовать проект по организации в детском саду музейной комнаты, участвовать в мероприятиях по распространению опыта, реализации проекта по внедрению финансовой грамотности в ДОУ и по дальнейшему развитию преемственности поколений.

Сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель,которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный выбор. В преемственности и сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Всё это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели – воспитания гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Постановление правительства РФ от 30.11.2018 № 1493 http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  2. https://www.syl.ru/article/298927/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos-temyi-meropriyatiya
  3. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/opyt-raboty-po-teme-vzaimodejstvie-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-v-ramkax-preemstvennosti-kadetskoj-shkoly-i-detskogo-sada.html