Педагогический проект "Формирование информационной компетенции младших школьников"

Караева Регина Александровна

Воспитатель, МБДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 168",  Воронеж

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Караева Р.А. Педагогический проект "Формирование информационной компетенции младших школьников" // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 213796


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье "Формирование информационной компетенции младших школьников"


 

Тип проекта:

по деятельности учащихся– исследовательский,

по форме организации– групповой,

по содержанию – межпредметный,

по продолжительности– 1 год.

Актуальность:

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением (слайд3 ) 

Противоречия:

  • между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе;
  • между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения. (слайд 4) 

Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.

Гипотеза: социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.

Цель проекта: создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся (слайд 5)

Задачи:

  • проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
  • определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников;
  • обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией; 
  • способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;
  • способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры; 
  • определить содержание диагностических исследований, методик и критерии оценки результатов работы (слады :6,7,8,)

Этапы работы над проектом:подготовительный, внедренческий, аналитический, презентационный (слайд 9,10,11)

Ожидаемые результаты (слайд 12) 

  • начальное освоение учащимися современных информационных технологий; 
  • овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования;
  • безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу;
  • успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих проектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды;
  • недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся. 

План реализации (слайд 13)

  • урочная деятельность с применением ИКТ;
  • совместная деятельность с родителями;
  • исследовательская и проектная деятельность;
  • практические занятия;
  • доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе». 

Деятельность уч-ся:поиск и сбор, обработка, передача информации вывод по теме.

(слайд 14)

Роль учителя:проектировщик,консультант,координатор, мастер (слайд 15-18)

Направления работы:(слайд19) 

  • подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов; 
  • создание графических изображений (диаграммы);
  • участие в конкурсе компьютерных рисунков;
  • оформление результатов работ на компьютере;
  • подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
  • выпуск печатной продукции; 
  • организация тематических вечеров эстетической направленности;
  • организация конкурсов и творческих работ; 
  • организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
  • проведение классных часов, бесед, викторин; 
  • создание портфолио учащихся;
  • просмотр видеофильмов;
  • использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • тренинги;
  • творческие раб уч-ся: «Мой край родной», «Для чего нам нужен компьютер», «Семейные обязанности», «Компьютер и мое здоровье». 

Диагностика эффективности проекта:(слайд 21)

  1. Групповая и индивидуальная самооценка.
  2. Анкетирование родителей и учащихся.
  3. Экспертная оценка коллег.
  4. Тестирование учащихся.

Результаты диагностики: (слайд 26)

Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Начало года- 32 %; Конец года-70 %

Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

Начало года- 40 %; Конец года- 60 %

Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

Начало года- 28 %; Конец года- 56

Знание различных;Конец года- 52%

Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.

Начало года- 20 %; Конец года- 64 %

Результативность проекта

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам;
  • электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Практическая значимость проекта: (слайд27)

  • индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
  • повысилось качество наглядности в учебном процессе;
  • снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования;
  • удалось снять у учеников нервную нагрузку, исчезает карающая роль оценки;
  • повысилась информативность урока, эффективность обучения;
  • наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам;
  • вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.

Вывод по проекту: (слайд23)

В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:

  • произошло изменение и расширение объектов компетенции,
  • увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.

Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий, проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы.