О важности разговоров с ребенком

Шилова Светдана Андреевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад №6", г. Ярославль

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шилова С.А. О важности разговоров с ребенком // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 210563


 

Полезные привычки у детей нужно закладывать в детстве: будь то правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, вежливость, аккуратность и многое другое. Эти привычки справедливо признаны необходимыми, они прививались детям многими поколениями родителей.

В современном обществе появляется необходимость в новой привычке – разговаривать. Не просто уметь говорить в прямом смысле слова – уметь издавать звуки и складывать их в слова, а иметь желание поговорить с кем – то близким, поделиться радостью, попросить совета в сложной ситуации. Не написать бездушное смс-сообщение, эмоциональное составляющее которому читающий может придать свое, и оно может отличаться от настроения автора (и не всегда в понимании истинного смысла могут помочь смайлики).

 Особенно важно для родителей сформировать у своего ребенка привычку разговаривать именно с ними. Эта привычка поможет семьям проживать сложные периоды взросления ребенка, особенно переходный возраст, когда подростка тревожит много разных вопросов, и имеет огромное значение, кому он их задаст. Лучше всего, если он будет уверен в том, что родители всегда рады с ним поговорить и не будет бояться делиться своими переживаниями с ними.

А как известно лучшее воспитание – это личный пример.  Но сами родители не всегда знают, о чем поговорить с ребенком, редко спрашивают совета, или делятся своими проблемами. А с самого раннего детства ребенок должен понимать, что его мнение важно для вас и что от него вы ждете помощи и поддержки, тем самым он будет понимать, что вы доверяете ему. Расскажите вечером после работы, почему вы так устали, что не можете поиграть, если кто-то вас расстроил или обидел, поделитесь и этим. 

Говорить можно, о чем угодно, но следите за своей речью, старайтесь насыщать ее новыми словами, смысл которых обязательно объясняйте ребенку, приводите примеры, где он может их использовать. Называйте вещи своими именами, не разговаривайте с ребенком «детским языком». Помните, что ребенок – это маленький взрослый. 

Пример: «Беседа по дороге домой»

Если у ребенка сложно протекает адаптация в детском саду, необходимо во время разговора с ребенком стараться затронуть только приятные моменты. Избегайте негативных воспоминаний. Ни в коем случае не спрашивайте: «ТЫ ГРУСТИЛ? ТЫ ПЛАКАЛ? ТЫ СКУЧАЛ? ТЕБЕ БЫЛО ПЛОХО?»

Например, воспитатель сказал, что малыш перестал плакать во время занятия музыкой.  В таком случае, спросите: «Какая песенка понравилась тебе? Научи меня танцевать, так же как вы сегодня. Что интересного в музыкальном зале? На каком инструменте играл музыкальный руководитель?»

Постарайтесь вспомнить какую-нибудь песенку из своего детства, спойте ее ребенку. Вспомните своего музыкального руководителя, опишите его (пример: высокая, с красивыми бусами, в блестящих туфлях), расскажите, что тоже любили ходить на музыку, расскажите свои воспоминания о музыкальном зале, вспомните утренники. Здорово, если у вас сохранились ваши фотографии из детского сада, и вы вместе посмотрите их вечером.

Вопросы:

  1. Как прошел день?
  2. Что сегодня особенно понравилось в саду?
  3. Во что играл с друзьями?
  4. Что приснилось во время тихого часа?
  5. Что было самое вкусное за обедом?

Расскажите:

  1. Чем вы занимались сегодня на работе.
  2. С кем интересным/запоминающимся разговаривали.
  3. О чем переживали.

Что посоветовать:

  1. Посоветуйте игру для вашего малыша и его друзей на завтра, объясните правила, расскажите, как предложить игру друзьям.
  2. Напомните про личную гигиену и аккуратное отношение к вещам.

 

Приятных вам бесед со своими близкими!

Спасибо за внимание.