Как адаптировать ребенка с особенностями в детском саду?

Калугина Татьяна Валентиновна

Педагог-психолог, МБУ ЦППМСП, г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калугина Т.В. Как адаптировать ребенка с особенностями в детском саду? // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 208311


 

Вы, возможно, задавали себе вопрос: «Как воспитатель в детском саду может организовать много детей, а вы не можете, порой, справиться со своим сыном/дочкой»?! или «Какой воспитатель знает подход, имеется ввиду: волшебный ключик, чтобы отвлечь ребенка, если он расстроен; завлечь занятием, когда это необходимо. А если у ребенка еще есть особенности развития? Как быть?

Мы понимаем, что слово «инклюзия» знакомо уже всем воспитателям, но как они могут знать именно о нашей нозологии, - они ведь не врачи. И все же, так бы хотелось, чтобы именно вашему ребенку «достался» знающий воспитатель, умеющий помочь ребенку во время адаптации в детском саду. Каковы же эти особенности? 

Ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Родителям ребенка с РАС очень важно учитывать такую особенность детей, как затрудненную адаптацию ко всему новому: новым обстоятельствам, людям и обстановке. Поэтому не рекомендуется часто менять специалистов и окружение ребенка. Если ребенок постоянно посещает занятия в детском саду, дома нужно постараться создать условия и уклад жизни, похожие на условия того учреждения, где он занимается. В идеале хорошо, если все члены семьи постоянно и четко выполняют рекомендации специалистов, чтобы было единство в отношении к ребенку и в работе с ним.

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны взрослых, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Вот почему очень важно, чтобы у ребенка всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. Терпение взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, и даже позволяет развивать словарный запас. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей.

Ребенок со сниженным уровнем умственного развития

Если у ребенка снижен уровень умственного развития, как родителям помочь ему приспособиться к новым условиям? Главное правило в этой работе – терпеливость. Ежедневно кропотливо формируйте у своего ребенка все необходимые навыки и умения, при этом не забывайте окружить его заботой и вниманием со стороны всех членов семьи, чтобы он чувствовал любовь и поддержку.

Старайтесь приучать ребенка к строгому соблюдению режима дня: питание, прогулка, сон, занятия должны проводиться в строго определенное время. Это помогает снизить капризы ребенка, организует его, формирует такие качества, как аккуратность, внимательность.

Незрячий или слабовидящий малыш

Для незрячего или слабовидящего малыша первый и самый главный шаг к адаптации в обществе – умение обслужить себя без посторонней помощи. Чтобы ребенок осваивал мир и учился всем действиям – родителям нужно управлять руками ребенка, положив на них свои руки. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что и для чего он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Как определить готовность ребенка к новому? Своеобразным «тестом» на готовность к контакту с другими людьми становится … улыбка ребенка. А самый верный способ вызвать улыбку – доброжелательный голос. Развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми очень важны для любого ребенка. Осмысленный разговор ребенка и родителей, беседа родителей в его присутствии с людьми, умение самого ребенка вести диалог – вот главные составляющие его успешной игры, обучения, бытовых навыков.

Ребенок с нарушением слуха

Полноценному общению ребенка с нарушением слуха способствует посещение детского сада! Неслышащий малыш обязательно должен принимать самое активное участие в праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в общественную жизнь у него появляется.

Если у малыша синдром Дауна

Очень важный момент – навыки поведения в обществе. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя – быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т.п. Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне. После года ребенок начинает осознанно общаться. Первой площадкой для общения и знакомства может стать песочница.

Право детей с синдромом Дауна, как у других ребят с ОВЗ, на максимальную социальную адаптацию, т.е. на посещение обычных детских садов, в России закреплено законодательно. Большинство педагогического персонала дошкольного учреждения подготовлено методически по программам «Инклюзия». 

Воспитатель все же не волшебник, даже если он прошел курсы «инклюзии». Ему можно подсказать, рассказать об особенностях поведения вашего сына/дочки. Помогите ему понять вашего ребенка и это вернется вам добротой и пониманием, сочувствием и принятием.

Совместная командная работа всегда эффективнее, чем одиночная. Вместе вы уже команда воспитателей! А вместе с семьей и другими детьми в вашей семье – команда, которая обязательно поможет своему другу в познании нового!