Игра как средство повышения мотивации детей к обучению коми языку

Филиппова Ирина Николаевна

Воспитатель, детский сад, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Филиппова И.Н. Игра как средство повышения мотивации детей к обучению коми языку // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 206499


 

Актуальность темы: 

Так как в моей группе одни дети говорят по коми, но на ижемском диалекте, а другие владеют лишь русским языком, то слова, а тем более стихи на литературном языке детям сложно запомнить.Мне хотелось вызвать у детей интерес к коми языку и желание говорить на нём. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний проходит намного успешнее в процессе игры. Поэтому я стала применять пальчиковые игры, драматизацию, мнемотехтику.

Цель: Формировать интерес к коми языку у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники, драматизации, пальчиковых и подвижных игр на коми языке.

Задачи: Активизировать в речи детей коми слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие. 

 

Я хочу поделиться своим опытом работы с использованием мнемотаблиц.

Я не буду подробно останавливаться на том, что из себя представляет мнемотехника, пожалуй, она многим знакома. Хочу рассказать, как я её использую при заучивании стихотворений на коми языке.

Великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету. 

Мнемотехника (или мнемоника) – интересный и несложный механизм запоминания. 

Ребёнок рассмотривает картинку и понимает, что на ней изображено; сопоставляет картинку со словом; затем идёт составление стихотворения по картинкам; запоминание стиха.

Работу с детьми, используя мнемотаблицы, провожу поэтапно: 

Сначала читаю стихотворение с подходящей интонацией и жестикуляцией. 

Провожу беседу по содержанию стихотворения, она играет важную роль, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

Обговариваем с детьми знакомые слова и подбираем соответствующие им символы.

Провожу повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Далее идёт работа по активизации новых слов. Новые слова сначала перевожу на русский язык, а затем обозначаю символами.

При заучивании стихотворения на коми языке желательно подобрать картинку (или символ) на каждое слово (при заучивании стихов на русском допустимо на несколько слов).

 

Если трудно изобразить слово (например, мый (что), кыче (куда), ….), то  можно просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

 

Далее постепенно перехожу от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Дети поэтапно запоминают и в дальнейшем воспроизводят стихотворение по условным символам. 

На следующем этапе работы над текстом дети самостоятельно проговаривают отдельно каждое слово стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стихотворения провожу в течение нескольких дней, не допуская утомления детей и снижения интереса. 

В последующем мнемотаблицу размещаю в предметно-пространственную среду, дети самостоятельно рассматривают её и закрепляют стихотворение. 

В дальнейшем дети сами рисуют картинки-символы и затем при воспроизведении опираются на них. Для этого предлагаю детям расчерченные на квадратики по количеству слов листочки. 

Использование этого приёма облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, повышает интерес к изучаемому произведению. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе. 

Дети из моей группы любят играть в пальчиковые и подвижные игры, сами предлагают, в какую из них сейчас поиграем, произносят текст вместе со мной. Те же игры перевела на коми язык, у ребят это вызвало интерес, через знакомые движения они быстрее запоминают, что означает то или иное слово.

Игры – драматизации так же помогаютв обучении коми языку.

Например, разыгрываем сказку «Репка». 

Сначала игру – драматизацию провожу на русском языке, а когда дети освоят слова и движения, начинаем играть на коми. 

Использование мнемотаблиц, пальчиковых игр развивает: внимание, усидчивость, живой интерес к обучению, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.

Игры – драматизации способствуют развитию диалогической речи, формируют умение отчетливо и внятно произносить слова. 

Подвижные игры позволяют в раскованной и непринужденной обстановке запоминать слова игры на коми языке.

В результате я заметила, что у детей повысился интерес к изучению коми языка, они быстрее и легче стали запоминать и читать стихотворения на коми языке, с удовольствием участвовать в совместном составлении мнемотаблиц.

 

Литература:

  1. https://maminyzaboty.com/mnemotablitsy-dlya-doshkolnikov-v-kartinkah.html