Использование нестандартного физкультурного оборудования в развитии опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Новикова Ольга Николаевна
Дёмина Татьяна Александровна
Сигарёва Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ д/с №63, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с №63, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с №63, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Новикова О.Н., Дёмина Т.А., Сигарёва Н.В. Использование нестандартного физкультурного оборудования в развитии опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 203077


 

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем физического воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста.

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие дошкольников, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников отмечают, что именно в дошкольном возрасте по средствам целенаправленного педагогического воздействия закладываются основы здоровья, формируются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, совершенствуется деятельность опорно-двигательного аппарата в целом [3, с. 10].

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Важным является то, что педагоги современного детского сада проводят с детьми оздоровительные мероприятия, позволяющие сохранить и укрепить здоровье ребенка. В настоящее время, комплекс мер, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольника, получил общее название «здоровьесберегающие технологии» [1, с. 2].

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду в соответствии с ФГОС:

• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников; 

• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; 

• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Приоритетными задачами развития опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста является мотивация, обучение и привитие навыков физической активности у детей дошкольного возраста.

Важное значение в развитии опорно-двигательного аппарата имеет правильно организованна развивающая предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Поэтому в детском саду может использоваться физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей развитию опорно-двигательного аппарата дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

- индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

- особенностей его эмоционально-личностного развития;

- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.

Как утверждал Гиппократ «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание - наше тело», и поэтому в детском саду внедряется в практику совершенно нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия. Дошкольникам обязательно нужно ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому педагоги постоянно работают над обогащением развивающей среды – изготавливают новые нетрадиционные пособия и атрибуты.

В группах необходимо развивать физкультурные уголки, где в свободном доступе для детей находятся пособия для развития двигательной активности. Для этого можно использовать и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Таким оборудованием являются различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, гантели, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.

При изготовлении и использовании нестандартного оборудования необходимо помнить, что к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.

Нестандартное оборудование должно быть:

  1. Безопасным;
  2. Максимально эффективным;
  3. Удобным к применению;
  4. Компактным;
  5. Универсальным;
  6. Технологичным и простым в изготовлении;
  7. Эстетическим.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции и это позволяет тонизировать организм в целом.

Дети очень любят занятия с использованием нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре [2, с. 18].

Нестандартное оборудование можно использовать во всех видах детской деятельности: как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т. д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяет повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний. Гармоничное сочетание разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой. А также совместное изготовление нестандартного оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами. 

 

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: ВАКО, 2007.
  2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. М.: Школьная Пресса, 2008.
  3. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности в детском саду: Детство-пресс, 2010.