Морское путешествие на чудо-остров

Некрасова Елена Юрьевна

Воспитатель, ЧДОУ Детский сад №232 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Некрасова Е.Ю. Морское путешествие на чудо-остров // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 200681


 

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

  • формировать предпосылки учебной деятельности;
  • формировать представления о планете Земля как об общем доме. Учить отмечать на карте своего края реки, на глобусе поверхность воды.
  • учить выкладывать из мягкого конструктора корабль;
  • показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств;

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
  • развивать все компоненты устной и связной речи;
  • активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении ситуации;
  • развивать воображение и мышление детей в самостоятельно опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к природе;
  • формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для воспитанников предметам (стеклянное оборудование для лаборатории).

Работа над словарём:модель Земли, лаборатория.

Планируемые результаты

  • умения детей действовать самостоятельно;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками;
  • умение осторожно и осмотрительно обращаться с потенциально опасными предметами (стеклянное оборудование для лаборатории).
  • познакомить со свойствами воды;
  • формировать бережное отношение к воде и водным ресурсам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Демонстрационный материал:

Корабль из мягкого конструктора, штурвал, подзорная труба.

Техническое оборудованиемагнитофон.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, её роли в жизни человека.
  2. Использование игр «Моряки».
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстрации на тему «Корабли».
  4. Чтение художественной литературы Лев Николаевич Толстой-«Прыжок»; Борис Степанович Житков-«Морской плот».

 

Структура занятия:

1.Часть вводная:

Организационный момент (2 мин).

2.Часть основная:

1. задание выложить корабль из мягкого конструктора (3 мин).

2.Беседа о планете Земля, о воде и её значении для нашей планеты (3 мин).

3. Создание мотива для опытно-экспериментальной деятельности детей

Опытно-экспериментальная деятельность детей (15 мин).

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

3.Заключительная часть:

1.Подведение итогов (3 мин).

Длительность – 26 минут.

 

Воспитатель: Вы, ребятки заходите, на гостей, вы посмотрите. Здравствуйте мои друзья, вы пришли сюда не зря. Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. В центре круга соберемся. Ой, ребятки посмотрите, тут какое-то письмо.

Воспитатель читает письмо: «Тот, кто нашел это послание настоящий счастливчик! Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по острову, указанному на карте. На острове вас ждут задания- испытания, связанные со свойством воды, они очень сложные, и справится с ними смогут очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеет слушать и думать».

Воспитатель: Все ясно, в нашей группе побывали волшебные пираты и заколдовали ее. Они превратили группу в волшебный остров. И теперь на этом острове нас ждут задания-эксперименты. А когда мы с вами справимся с этими заданиями, то сможем найти сокровища. Но, как же нам попасть на этот остров? Как найти туда дорогу? (Ответы детей)

Действительно можно по карте, она есть в этом письме, по ней можно найти путь к  острову. Давайте теперь решим на чем мы отправимся в это путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: можно построить корабль из мягкого модуля по схеме для путешествия на остров.

Нам нельзя терять ни минуты, приступаем к работе. Корабль готов, выберем капитана, он будет главным на корабле, штурману вручим штурвал, вот мы и готовы к путешествию. Ребята, на корабле нужно вести себя спокойно, не прыгать, не переваливаться за борт. А пока мы с вами плывём до острова, отгадайте загадку:

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны(глобус).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета: (синий цвет-это вода: моря, океаны, реки, озёра).

Стихотворение читает Лиза:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда, 

Планета должна называться вода?

 

-Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? (дети объясняют).

 

-Ребята, а кому нужна вода?

ВоспитательКапитан, что видно на горизонте?

КапитанВижу остров. Опустить якорь!

-Вот мы с вами и оказались на чудо-острове, сейчас мы с вами превратимся в учёных и будем проводить эксперименты.

Опыт № 1:«Какой формы вода?»

Итак, мы с вами в первой лаборатории. На столе лежит шарик и кубик? (какой формы эти предметы?) - ответы детей. А имеет ли форму вода? (давайте с вами выясним это).  Для этого я возьму узкую баночку и наполню её водой. А теперь перелью это воду в широкую баночку. Форму, которую принимает вода, всё время изменяется.

ВыводВода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода- жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

Опыт № 2:«Вода –растворитель»

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свою мнение (вода не имеет вкуса). У нас на столе есть с вами сахар, соль, лимонная кислота, я предлагаю вам растворить в воде то, что вы хотите, и попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (у воды появился вкус)-вода стала какая? (соленая, сладкая, кислая).

ВыводНекоторые сухие вещества в воде растворяются.

-Ребята. А вы знаете, что в нашем Оренбургском крае, есть своё солёное озеро, как оно называется? (озеро «Развал») - какими свойствами оно обладает? А давайте с вами попробуем сделать своё небольшое солёное озеро, только нам необходимо добраться с вами до следующей лаборатории.

 

Динамическая пауза.

 

По острову идем, и солнце светит нам!

Дружно мы помашем белым облакам.

В лесной глуши под ветками вприсядочку пройдем,

По камушкам тихонечко ручей мы перейдем.

Направо посмотрели, налево посмотрели,

И смело над оврагами как птицы пролетели.

 

Воспитатель: Вот мы свами и дошли до следующей лаборатории.

 

Опыт № 3Необходимый инвентарь: две стеклянные чаши с водой, два яйца, поваренная соль. Ребёнок с помощью ложки опускает яйцо в чашу с водой, все наблюдают, что оно тонет.

 

Во второй чаше, ребёнок растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускаем второе яйцо. Наблюдаем, что в этой чаше яйцо плавает на поверхности.

ВыводСолёная вода удерживает предметы на поверхности.

Звучит запись журчания ручейка:

(Лера читает стихотворение)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море. в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить, 

Без неё нам не прожить.

-Отправляемся в следующую лабораторию, лаборатория чистой воды.

 

Опыт № 4: «Лаборатория чистой воды».

 

Воспитатель: Ребята, а пираты зря времени не теряли пока мы с вами проводили опыты они пробрались в следующую лабораторию и загрязнили там всю воду «Лабораторию чистой воды» и загрязнили там всю воду, насыпали туда земли, мусор, что же нам делать? Может можно из моря воды попить?

 

ДетиИз моря пить нельзя, там вода очень соленая.

 

ВоспитательТогда я предлагаю очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика.

 

Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь. Что у меня в руке? (ватный диск). Давайте проделаем небольшой опыт. В стакан поместим воронку. В воронку положим ватный диск. Таблетку активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой. А какой становиться вата? Какая вода капает в банку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становиться чистой.

 

 

Вопрос: Можно ли теперь пить эту воду? (Нет, в ней могут быть невидимые микробы). Воду нужно прокипятить. 

 

Вот справились мы и с этим заданием.

 

Посмотрите что это?

- Это карта сокровищ. Давайте попробуем по ней отыскать сокровища. (План группы). Ну, вот со всеми заданиями справились, сокровища нашли.

 

Ребята, удалось нам справится с заданиями? А теперь, пора возвращаться нам домой в детский садик. Как мы сюда добрались? (на корабле, на нём и вернёмся).

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами были? Что сегодня делали?