Результаты и применение комплексной коррекционно-развивающей программы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет с ОНР

Дуля Ольга Геннадьевна

Воспитатель, ЧДОУ Детский сад №232 ОАО «РЖД», г.Улан-Удэ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дуля О.Г. Результаты и применение комплексной коррекционно-развивающей программы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет с ОНР // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 200321


 

Аннотация

В статье представлено исследование развития графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи. Приведена структура построения Программы, примеры упражнений, игр для коррекции моторной недостаточности и развитии графических навыков.

 

В настоящее время все более актуальной стала проблема преемственности дошкольного и младше- школьного звена образовательной системы, а именно одного из аспектов подготовки к школе - развитие графо- моторных навыков. Почему данная проблема набирает ход? По данным статистики образовательного звена дошкольного образования, с каждым годом растет количество детей с речевыми и по выступлению в социальных сетях доцента кафедры логопедии МПГУ кандидата педагогических наук Марина Любимовой можно сделать вывод о том, что происходит утяжеление речевых нарушений. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с расстройствами речи, имеющих общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений и соответственно несформированностью графического навыка. 

Проанализировав методики [5] по данной проблеме и исследуя уровень сформированности графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы выявили нарушения моторной недостаточности в выполнении двигательных актов, где дети затрудняются удерживать заданную позу двигательных действий рук, осуществлять точность действий доминантной руки, соблюдать правила движения, переключаться с одного действия на другое, удерживать правильно карандаш. Исходя из вышеперечисленных проблем с моторикой, соответственно не может сформироваться графический навык, который проявляется в неточности движений плавных и прямых линий, затруднений в продолжении узоров, зеркальном написании, в штриховке, сложности в воспроизведении формы графических элементов, - несоразмерность пропорций и размера графических элементов, отсутствие мотивации к освоению письма, быстрое наступление усталости при письме, выполнению графических заданий. Следовательно, у таких детей появляются сложности в процессе овладения ребенком письмом в будущем, до появления дисграфии. 

В то же время по исследованиям института физиологии детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Таким образом с полной уверенностью, можно сказать о следующем, что моторная готовность ребенка влияет на развитие устной и письменной речи. 

Формирование и совершенствованиемелкой моторики является сопутствующим компонентом для развития психики, интеллекта и речевой функции, служит подготовительным этапом в развитии графических навыков, а также является средством повышения работоспособности коры головного мозга. 

Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание и связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности в овладении навыком письма. Это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений. Он предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитых зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность руки к письму во многом определяется моторным развитием и развитием нервной регуляции движений, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. 

При овладении навыком письма немаловажную роль играет организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки. Особенно актуальна данная проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи. Хотя большая часть детей с нарушениями речевой деятельности получает специальную коррекционную помощь еще на этапе дошкольного детства, при начале школьного обучения они все равно испытывают трудности в освоении школьной программы.В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.

Чем раньше будет начата целенаправленная регулярная комплексная коррекционная деятельность по преодолению описанных нарушений, тем легче и эффективней будет протекать процесс освоения письма и обучения грамоте в школе. Разрабатывая комплексную коррекционную Программу, мы поставили перед собой задачи:

  • Создать предметно - пространственную развивающую среду способствующей формированию и развитию моторной деятельности детей;
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию и графические навыки детей с общим недоразвитием речи;
  • Реализовать систему интегрированных мероприятий по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В коррекционной работе мы определилидва последовательных этапа ( подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы. Структуру коррекционного образовательного процесса выстроили в три блока:

  1. Первый блок – включает совместную деятельность воспитателя с детьми- «Утренний круг», самостоятельную деятельность детей.
  2. Второй блок – включает интегрированную образовательную деятельность специалистов с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме интегрированных занятий : «Музыкальный калейдоскоп» (логоритмика), интегрированное занятие с педагогом психологом, «Веселая физкультура», интегрированное занятие с воспитателем по демонстрации родителям методов развития графо- моторных навыков «Мой дом , моя семья», в вечерние задания воспитателям добавили игры и упражнения по развитию мелкой моторики и графических навыков. Так же в период работы Программы проводился семинар- практикум по теме «Значение мелкой моторики в формировании графических навыков», Мастер- класс по проведению пальчиковых игр и пальчиковых гимнастик, проведена консультация для родителей и даны советы в памятках на тему: «Развития мелкой моторики в быту»
  3. Третий блок направлен на коррекционную, развивающую самостоятельную деятельность детей; сотрудничество со взрослыми участниками, образовательного процесса. Работа в этом блоке организовывается воспитателями, предложив детям различные пособия и игры, графические упражнения, включая вечерние задания учителя- логопеда и самостоятельные игры детей для развития мелкой моторики и непосредственно графический навыков. Также взаимодействие родителей и детей в домашних условиях.

В наше время существует большое количество игр, упражненийна развитие и совершенствование тонкой моторики включает пальчиковые игры, работу в тетрадях, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, различные физические упражнения. Многие из них требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Практикующие нейропсихологи разработали забавные игры и упражнения на развития пространственных представлений в то же время решаются задачи по развитию мелкой моторики, зеркальности на письме, представление о схеме тела, научится переводить зрительно- гностическое пространство в телесно- гностическое, ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектовp[6]. Приведу несколько примеров упражнений [8, с.21-25]:

 

«Лабиринт», «Комментатор»

 

 

 

«Загадочные слова» «Золотой ключик» 

 

 

Так же можно использовать игры на развитие межполушарного взаимодействия [9, 34 с.]: 

 

 

Практический опыт специалистов по результатам контрольного среза показал динамику развития уровня графо- моторных навыков у детей которые занимались по программе и получали коррекционную помощь всех специалистов и детей не занимающихся по комплексной коррекционной программе, при сравнении двух групп можно увидеть следующий результат : у детей занимающих по программе резко увеличились показатели развития в моторной готовности и графических умениях, чем у детей не занимающих по комплексной коррекционной программе в улучшение точности движений ведущей руки, более уверенное переключение с одного действия на другое; заданную позицию двигательных действий рук удерживают на полный задаваемый счет, также научились правильно держать карандаш. Что касается графического навыка более точно получаются движение плавных и прямых линий, в продолжении узоров и зеркальном написании еще отмечаются затруднения, но уже лучше ориентируются в пространстве на листе, хороший результат показали в штриховке. Из этого можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа дала хороший результат в развитии мелкой моторики и графических навыков, тем самым мы считаем что необходимо проводить системное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Только так мы сможем эффективно добиться положительных результатов в коррекционной работе.

 

 Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму/ Тула: Арктоус, 2012. С.88 – 95.
  2. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента Иншаковой О.Б. М: Московкий психолого-социальный институт, 2009. С. 48 – 107.
  3. Глозман Ж.М., Нейропсихология детского возраста. М.: ЭКСМО, 2003. 76 с.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 143 с.
  5. Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. Методика изучения состояния пальцев ведущей руки. 2006. С. 29.
  6. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младше- школьного возраста: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 58 с.
  7. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. СПб.: Питер, 2008. 34 с.
  8. Сунцова А.В, Курдюкова С.В Изучаем пространство. М.: Эксмо, 2010. С.21 – 48.
  9. Трясорукова Т.П Развитие межполушарного взаимодействие у детей: рабочая тетрадь. М.: «Феникс», 2017. С.19–57.