Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки

Романова Светлана Сергеевна

Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1, пгт. Излучинск Нижневартовский район, МАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Романова С.С. Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 200110


 

Дошкольное детство – это период усвоения нравственных и моральных норм и способов поведения. Это время, когда ребенок начинается активно включаться в жизнь общества, и здесь он сталкивается с проблемами и трудностями. Эти проблемы возникают из-за того, что у ребенка недостаточно информации об общении людей, их взаимоотношениях, не сформированы представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т.д. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, понимает суть взаимоотношений между людьми в обществе, учится оценивать свои и чужие поступки. Соответственно ребенок должен овладеть основными нравственными понятиями и строить в соответствии с ними свое поведение

И поэтому воспитывать нравственные качества, прививать моральные нормы поведения необходимо с детского сада.

Нравственное воспитание – это сложный процесс, так как должна быть сформирована положительная мотивация поведения. Для этого необходимо проводить целенаправленную работу по формированию мотивов осознанного и обоснованного поведения у детей.

Ребенок – дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах и духовных ценностях, но еще не умеет следовать им. Выполняя нравственные нормы и требования он стремиться избежать наказания или заслужить поощрение, он не понимает и не осознает нравственного смысла действий и поступков. Поэтому ребенка необходимо учить понимать поступки других людей, оценивать их и применять на практике только положительный опыт.

Чтобы добиться понимания детьми нравственных понятий можно использовать народную сказку, так как она приобщает детей к общечеловеческому опыту предыдущего поколения, способствует обогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций.

  1. Рассказывать сказки следует в спокойной обстановке, которая помогает более глубокому восприятию образов, с помощью музыки можно создать эмоциональный фон.
  2. Сказки, выбранные педагогом для раскрытия какого-либо нравственного понятия должны быть короткими и яркими.
  3. Не нужно давать множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному.
  4. Ребенку необходимо дать время подумать, осмыслить новое и неизвестное, поэтому его необходимо учить не только слушать слово воспитателя, но и молчать (в этот момент он осмысливает, обдумывает происходящее в сказке).
  5. Необходимо показать детям одну и ту же ситуацию с разных сторон.
  6. Учить детей сравнивать и сопоставлять, доказывать свою точку зрения: почему это так, а не иначе.
  7. При работе над сказкой необходимо ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.
  8. Провести аналогию между услышанным фольклорным произведением и опытом ребенка (выстраивается систематизированная модель формирующихся нравственных представлений и моральных суждений).
  9. Упражнять детей в выражении чувств, для того чтобы обеспечить более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (например, «Как бы ты поступил на месте…», можно использовать игру «Хорошо - плохо», для того чтобы развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления).
  10. Задавать детям не только вопросы по тексту сказки, но и проблемные поискового характера (например, почему, каким образом, зачем, а что было бы если…).
  11. Дать детям возможность самим придумать новый, свой сюжет сказки (например, для того, чтобы злого и невоспитанного героя превратить в доброго или добавить персонажа, который поможет или научить как поступить правильно).
  12. Вызвать у ребенка желание поиграть в данную сказку.

Работая со сказкой, ребенка необходимо учить 

  • не только слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту произведения, пересказывать ее, но и учить сопереживать героям, оценивать их поступки, искать пути для решения каких-то проблем;
  • примерять роль героев на себя, что бы понять какие чувства испытывает герой сказки и хотелось бы чтобы с ним, поступили тем или иным образом.

И только когда ребенок приобретет необходимые знания и представления о нравственных качествах, поймет мотивы тех или иных поступков, будет высказывать свое отношение к ним, сопереживая, жалея или горюя вместе с персонажем, появится привычка делать добрые дела или совершать добрые, правильные поступки, только тогда нравственное качество станет частью личности.

 

Литература:

1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ФОЛИО, АСТ, 2000. 464 с.