Создание условий для развития социально-активной личности

Марзоева Маргарита Германовна

Учитель начальных классов, ГКОУ школа-интернат, г. Алагир

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Марзоева М.Г. Создание условий для развития социально-активной личности // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 199899


 

Как повысить интерес к обучению у детей, увеличить их активность на уроках? Как помочь ребенку занять свое значимое место в обществе, достичь значимости в какой-либо сфере деятельности? Эти проблемы уже давно стали приоритетными в современной школе, ведь одной из важнейших задач школы является создание условий для развития социально-активной личности.

Сейчас, в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо сочетать учебную деятельность, где формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей обучающихся, их познавательной активностью. И здесь, среди разных современных технологий, одно из ведущих мест занимает проектная деятельность.

Проектная деятельность в начальной школе – это трудно? Да, но это возможно! Для младших школьников – это деятельность, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. Чаще всего она реализуется под руководством учителя.

Проектная деятельность может объединить в себе и игровую, и познавательную, и творческую, и созидательную деятельность. Благодаря вовлечению в исследовательскую деятельность, педагог решает еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий.

Уже несколько лет я использую этот метод в своей работе. Как и для ребенка, для меня работа над проектом – это творчество, где учитель и его ученики – творцы. Я считаю: «Если не творчески, то зачем?» Еще Максим Горький говорил: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я хочу научить детей думать, анализировать, выдвигать гипотезы, пользоваться различными источниками, выбирать главное, творчески решать любые задачи, ценить прекрасное. Ведь именно творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, выполняют свое дело.

Для учащихся проект это возможность делать что-то интересное самостоятельно (самому или в группе), максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, что весьма важно, интересно и значимо для самих открывателей.

При организации проектной деятельности всегда учитываю психолого- физиологические особенности школьников. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Желательно, чтобы результаты выполненных проектов были "осязаемыми", чтобы их можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Важно, чтобы дети ощутили потребность в проделанной работе. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведет к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый ребенок вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно организатором, исполнителем, экспертом деятельности.

Как же я организую данный вид деятельности?

Всю работу я делю на несколько этапов. Совместно с детьми определяем тему, цель, задачи, актуальность исследования, выдвигаем гипотезу, выбираем методы. После этого работаем с источниками информации, собираем, конкретизируем и анализируем информацию. Дети посещают библиотеку, музей, ищут необходимый материал в интернете. Очень нравится ребятам брать интервью, просматривать видеоматериалы. Самый интересный этап работы над проектом – это проведение опытов и экспериментов. Всю полученную информацию подробно изучаем, формулируем выводы, выбираем способ представления результатов (доклад, презентация, книга, рисунки, поделки, газета). После выполнения проекта обязательно обсуждаем итоги работы, отмечаем положительные результаты, анализируем недостатки.

Вот уже несколько лет мои обучающиеся – активные участники и победители школьных, районных и региональных научно-исследовательских конференций младших школьников.

В заключение я хочу отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». Эта современная педагогическая технология может эффективно использоваться, начиная с начальной школы. Я считаю, что метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Литература:

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. 2004. № 2.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана - Граф, 2004.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.